Рефераты

Конституционное право

1. Полномочия Президента РФ

Конституция РФ 1993 года закрепила один из важнейших принципов построения правового государства – принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, возложив задачу обеспечения взаимодействия властей на Президента РФ, который в соответствии со ст. 80 ч.2 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер деятельности, определяющих сущность возложенных на него полномочий. Условно их можно разделить на:

полномочия, которыми Президент наделен как глава государства.

Президент РФ, являясь главой государства, то есть высшим должностным лицом страны, является, прежде всего, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует как в своей личной деятельности, так и посредством инициирования законов, издания указов, направленных на правовую защиту личности в целом или отдельных групп населения. Президент как глава государства принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Охрана суверенитета обеспечивается функционированием всех ветвей власти, однако лишь Президент наделен особыми полномочиями, например, на введение военного или чрезвычайного положения. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. С этой целью он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов Российской  Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Кроме того, Президент назначает выборы Государственной  Думы, распускает Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Полномочия, которыми Президент наделен как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.

В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В силу этого Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину, осуществляет руководство ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий и исполняет другие полномочия. Кроме того, при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер Президент вводит на всей территории России или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение - особый правовой  режим  деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение вводится указом Президента с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания, после чего данный Указ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

- Полномочия в сфере исполнительной власти.

В данной области роль Президента определяется прежде всего его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, которая реализуется деятельностью Правительства. Поэтому Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства, вести заседания и высказываться на них. Он же принимает решение об отставке Правительства. В то же время Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного давления законодательной власти. Президент вправе назначать и освобождать должностных лиц, занимающих ключевые посты на федеральном уровне. Так, он представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос об его освобождении от должности, по предложению Председателя Правительства формирует персональный состав Правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, относительно судей вышеперечисленных судов этот вопрос Президентом не решается в соответствии с принципом несменяемости судей. Президент лично  назначает также судей других федеральных судов. В его компетенции вопрос формирования Совета Безопасности РФ - конституционного органа, осуществляющего подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Президент самостоятельно формирует Администрацию Президента, которая, как государственный орган, действует в пределах  полномочий Президента и непосредственно ему подчинена, и лично назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.

 

Полномочия в сфере международных отношений

Президент Российской Федерации: осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Прием Президентом вверительной грамоты означает, что дипломатический представитель иностранного государства считается официально вступившим в исполнение своих обязанностей. Прекращение выполнения им функций оформляется вручением Президенту отзывной грамоты. Следует помнить также, что международные договоры РФ подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая производится путем принятия обеими палатами федерального закона. Президент назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, при этом согласия соответствующих комитетов и комиссий не требуется, консультации носят рекомендательный характер.

Полномочия в сфере законодательства и нормотворчества.

 Президент обладает правом законодательной инициативы. Согласно ст. 84 п. «г, д» Конституции РФ он вносит законопроекты в Государственную Думу, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Подписание и обнародование в установленном порядке завершают законодательный процесс и придают закону обязательную силу. Кроме того, на этой стадии Президент обладает правом отлагательного вето. Отклоняя федеральный закон, Президент предлагает свою редакцию закона  в целом или его разделов, глав, отдельных частей, либо сообщает в своем послании о нецелесообразности принятия данного закона. Право отлагательного вето не применяется лишь к федеральным конституционным законам.

Нормативными актами Президента являются Указы и распоряжения президента РФ. Это властные предписания, обязательные для исполнения на всей территории России. Основное требование, предъявляемое к ним, - соответствие Конституции РФ и федеральным законам. Это требование определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией конституционности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих нормативных актов. Не соответствующие Конституции акты или их отдельные положения утрачивают свою юридическую силу и не подлежат исполнению.

 

2. Гарантии депутатской деятельности. Депутатская неприкосновенность. Порядок лишения депутата депутатской неприкосновенности

Для рассмотрения вопроса о гарантиях депутатской деятельности обратимся к главе 2 ФЗ РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 08.05.94 года. В данной главе перечислены правомочия и правовые гарантии, обеспечивающие надлежащее функционирование членов Федерального Собрания РФ. Среди них хотелось бы выделить наиболее важные: право законодательной инициативы, право на парламентский запрос, на прием  должностными лицами всех государственных органов и организаций в первоочередном порядке, право на получение и распространение информации, на свидетельский иммунитет. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы гарантируются обязательное  государственное  страхование за счет средств федерального бюджета, освобождение от военных сборов, обеспечение материально – финансовых условий для осуществления ими своих полномочий, медицинское, бытовое, пенсионное обеспечение, предоставление служебного помещения, транспортного обслуживания и средств связи. Подробнее следует рассмотреть гарантии депутатской неприкосновенности. Депутатский иммунитет является важной гарантией независимости Федерального Собрания. Объем депутатской неприкосновенности не зависит от характера выполняемой депутатом работы и распространяется на весь срок депутатских полномочий. Основы понятия депутатского иммунитета заложены статьей 98 Конституции РФ и получили свое развитие в ст. ст. 19,20 рассматриваемого закона. Содержание депутатской неприкосновенности заключается в запрете на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; на задержание, арест, обыск (кроме  случаев задержания на месте преступления) или допрос; на личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, на документы, багаж и на переписку. Кроме того, парламентарии не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Однако депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производства определенных следственных действий. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий членов Федерального Собрания, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору, который в недельный срок обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении депутата неприкосновенности. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности рассматривается соответствующей палатой Федерального Собрания. Рассмотрим данную процедуру на примере Государственной Думы. Представление Генерального прокурора рассматривается в течение недели со дня внесения либо со дня

начала очередной сессии. Предварительное рассмотрение осуществляется Мандатной комиссией, которая принимает решение по данному представлению, после чего вопрос о лишении неприкосновенности выносится на заседание Государственной Думы. Заседание проводится с участием Генерального прокурора и лица, в отношении которого вынесено представление. Им предоставляется слово для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы. По окончании ответов на вопросы перед голосованием выступают депутаты Государственной Думы, после чего палата принимает решение. Согласие считается полученным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Отказ дать согласие на лишение депутатской неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном  правонарушении, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении для передачи дела в суд вновь должно быть получено согласие соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Порядок изменения Конституции РФ

Конституция РФ строго устанавливает круг субъектов конституционной инициативы, которые вправе ставит вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Положения глав 1, 2, 9 не могут быть изменены Федеральным Собранием, поэтому предложения о пересмотре данных глав Конституции направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и Комитет Государственной Думы по  законодательству для подготовки совместного заключения, которое рассматривается на заседании Государственной Думы. Предложение считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Если предложение о пересмотре поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Федерального собрания, созывается Конституционное Собрание, которое  либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от  общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Поправки к главам 3 –8 Конституции РФ предварительно рассматриваются Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и Комитетом Государственной Думы по законодательству с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе и полномочного представителя Правительства в Государственной Думе. Рассмотрение проекта закона о поправках в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждение и голосование производится по каждой поправке в отдельности. После постатейного обсуждения и голосования Государственная Дума принимает закон РФ о поправках к главам 3 - 8 Конституции в целом. Закон считается принятым квалифицированным большинством, то есть не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее проект закона о поправках рассматривается Советом Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не  менее  трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Следующая стадия - рассмотрение закона о поправках к Конституции законодательными органами субъектов РФ в срок до одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправках к Конституции РФ в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации направляется  Председателем Совета Федерации Президенту, который подписывает его и осуществляет официальное опубликование.


 Библиографический список

1.      Конституция РФ от 12.12.93 года.

2.      ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» от 30.05.01 года.

3.      ФЗ РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 04.03.98 года.

4.      ФЗ РФ «Об обороне» от 31.05.96 года  (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 223-ФЗ).

5.      ФЗ РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 08.05.94 года  (в ред. Федеральных законов от 05.07.1999 N 133-ФЗ,.

6.      Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ» от 02.08.99 года (в ред. Указов Президента РФ от 15.11.1999 N 1528, от 28.12.2000.).

7.      Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22.01.98 года (в ред. Постановлений ГД ФС РФ по состоянию на 08.02.02).

8.      Комментарий к Конституции РФ под редакцией Л.А.Окунькова. –М; 1994.
Реклама
Банк рефератов
Сайт для студентов содержит огромное количество разных рефератов и по различным темам.
В банке рефератов вы можете бесплатно скачать работу по выбранной теме.
Самые новые и лучшие рефераты в расширенной коллекции.
Скачать реферат
Реклама
Материалы




Рефераты - качественные, оригинальные рефераты на различные темы