Рефераты

Теория самоактуализирующейся личности

Вступление

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: Философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности».

Основные психологические теории личности прошли достаточно длинный путь развития. В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологии. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:

Традиционные теории личности (В. Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.);

Новые теории (Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.).

Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс ).

Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма; бихивеористические концепции и небихивиористические, гуманистические теории, интеракцирнистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистические; социологические; электические и др.

Как видно из выше сказанного, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса относятся к новым теориям личности, которые объединяют идеи и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представление личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу.

 

1. Общие положения гуманистических теорий К. Роджерса и А. Маслоу

Среди новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями А. Маслоу и К. Роджерса о самоактуализирующейся личности.

Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации «Я-концепции».

Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907 – 1970гг.) предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), то есть противоречивую, не целостную, несовершенную личность, которой чего-то нахватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1 – 4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

1 ступень – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

2 ступень – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п.

3 ступень – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

4 ступень – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

5 ступень – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

·        мотивы имеют иерархическую структуру;

·        чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

·        высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;

·        с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, чем живет, и страдает от этого.

Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

 

2. Особенности самоактуализирующейся личности.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

·        полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

·        принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

·        профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

·        автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

·        способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

·        постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

·        различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);

·        спонтанность, естественность поведения;

·        юмор;

·        саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

·        готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность – это соответствие переживания, сознание опыта его настоящему содержанию.

Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни внутренней гармонии и самоактуализации.

Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

·        пассивная позиция по отношению к действительности;

·        вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

·        создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

·        создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя;

·        создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех не одобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

·        сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

·        формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становиться привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется у человека несколько «Я», изолированно функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты, потерял социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сом не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, а мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Ницше).

Смысл жизни можно найти во внешнем мире, пожалуй, тремя путями:

·        совершением поступков;

·        переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, переживанием любви;

·        переживанием страдания.

 

3. Пути самоактуализации личности

Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску «бытийных» ценностей (Б-ценности), т. е. поиску определенных ценностей, которые являются подлинными, и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и т. д.

Существование этих Б-ценностей намного усложняет структуру самоактуализации. Они выступают как метапотребности. Их подавление порождает определенный тип патологий, до сих пор достаточно хорошо не описанных.

В некотором определенном и эмпирическом смысле человеку необходимо жить в красоте, а не в уродстве, точно так же как ему необходима пища для голодного желудка или отдых для усталого тела. На самом деле эти Б-ценности являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют свои собственные метапотребности.

А. Маслоу выделяет восемь путей самоактуализации. 

Во-первых, самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, то есть переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда «Я»  реализует само себя. В настоящее время мы можем видеть, как в молодых людях, которые хотят казаться жестокими, циничными и умудренными опытом, вновь появляется что-то от детского равнодушия; что-то невинное и свежее отражается в их лицах, когда они полностью посвящают себя переживанию момента. Ключом к этому является бескорыстие. Наши молодые люди страдают от недостатка бескорыстия и переизбытка застенчивости и самомнения.

Во-вторых, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек – это не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент.

В-третьих, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит в десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бывает неправдивы. Обращаясь к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

В-пятых, до сих пор мы говорили о переживании без критики, о предпочтении выбора роста выбору страху, о прислушивании к голосу импульса, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что конституционально ему подходит. Он начинает понимать, что является его предназначением, в чем смысл его жизни. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни.

Для того чтобы высказать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.

В-шестых, самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация – это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

В-седьмых, высшие переживания – это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые нельзя купить, которые могут быть гарантированы и которые невозможно даже искать.

Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их проявление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих кратковременных тонких переживаний.

В-восьмых, найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.

 

Заключение

Рассмотрев гуманистические теории К. Роджерса и А. Маслоу о самоактуализирующейся личности, мы поняли, что их работы были посвящены исследованию психологически здоровой и духовно богатой личности. Также они провели исследование опыта людей, у которых были спонтанные мистические или, так сказать по-другому, «пиковые переживания». Больше всего этим исследованием занимался А. Маслоу. Он показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации».

Также мы увидели, что другим важным аспектом работы был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. К. Роджерс и А. Маслоу доказали, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека; и признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности.

 

Библиографический список

1.      Психология и педагогика. Под ред. Абульхановой К. А., Васиной Н. В., Лаптева Л. Г., Сластенина В. А. – М., 1998.

2.      Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1996.

3.      Толковый словарь по психологии. – М., 1997.

4.      Тойч Ч., Тойч Д. М. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. – М., 1994.

5.      Ярошевская М. Г. Психология 20 столетия. – М., 1974.
Ресурсы
Реклама
кондитерская Славишна
(студенческий торт на экзамен - символ настоящего студенческого праздника)
Банк рефератов
Сайт для студентов содержит огромное количество разных рефератов и по различным темам.
В банке рефератов вы можете бесплатно скачать работу по выбранной теме.
Самые новые и лучшие рефераты в расширенной коллекции.
Скачать реферат
Реклама
Материалы




Рефераты - качественные, оригинальные рефераты на различные темы