Введение
Постоянно ускоряющейся темп жизни, разнообразил
сферу человеческой деятельности, новые
требования к критериям и возникновение новых
профессий актуализировали проблему стрессовых
ситуаций.
На современном этапе развития типологии и
особенно практической психологии в области
профилактики и предотвращения профессиональных
стрессов имеется множество практических методик
и теорий, объясняющих происхождение данного
явления человеческой психики.
Современная медицина располагает большой базой
фактов и данных, подтверждающих негативное
влияние стресса на функционирование организма
человека, связь стресса со многими казалось бы
чисто физиологическими заболеваниями.
Цель данной работы: объяснить понятие стресса и
указать причины возникновения профессиональных
стрессов и стрессовых ситуаций.
Задачи работы:
· отразить наиболее полно возможные
варианты предотвращения стресса;
· определить основные направления в области
психофизиологических методов предотвращения
профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций.
В первой части работы объясним феномен стресса и
общие причины возникновения стрессов, их
отражение и влияние на психоэмоциональную сферу.
Во второй части более подробно рассмотрены
причины возникновения именно «профессиональных
стрессов», факторы экзогенного и эндогенного
характера. Также во второй части указаны общие
положения в теории психологии стресса с точки
зрения социальной, возрастной психологии,
характерологии и т. д.
Третья часть содержит в себе описание
перечисленных методов предотвращения стресса и
стрессовых ситуаций, ликвидации последствий
перенесенного стресса. В частности включены
общие традиционные методы (тренинги и
аутотренинги) и нетрадиционные методы (медитации
и т. д.)
В заключении подведем итог состоянию в
исследованиях стресса в разных научных теориях и
основные направления в дальнейшем развитии
данных научных изысканиях.
1. Стресс, как явление и его общие причины
Стресс – термин, введенный канадским ученым
Гансом Семе в 1936 году.
«Стресс – это психологический ответ организма на
любое предъявления ему требования» [3. 15].
Распространено мнение, что стресс – это общий
адаптационный синдром из всей сферы
жизнедеятельности человека. Г. Семе
сформулировал следующие положения:
· стресс – это не просто нервное
перенапряжение;
· стресс – это не всегда результат
повреждения;
· стресса не следует избегать.
Любая активность приводит в действие механизм
стресса, который несет функцию адаптации к
возникающей трудности, какой бы она не была [3.
19].
Таким образом – стресс есть необходимый
компонент любой деятельности, представляющий
собой систему напряжений, которая возникает с
одной стороны – от условий и средств
деятельности, с другой стороны – в результате
взаимодействия мотивов деятельности.
В.С. Мерлин пишет по этому вопросу: « когда
человек стремится удовлетворить какой-либо
мотив, он с необходимостью сталкивается с
противодействием. В результате возникновения
внешних противодействий проявляется трудная
ситуация. Состояние в трудной ситуации
обозначается нервно-психической напряженности –
стресс».
Функциональное значение степени напряженности и
напряженных состояний состоит в том, чтобы
активизировать влияние их составляющих. Однако,
во многих случаях выявить фрустрацию в душевной
деятельности, - в таких случаях следует говорить
о сверхнапряженности.
Основными источниками эмоциональных реакций
является – недостаток способностей к
приспособлению, новизне, необычность,
внезапность, избыточная или интенсивная
мотивация, сложность выполняемой задачи.
В целом эмоциональная напряженность может
представлять собой функцию двух групп: факторов
– интенсивность мотивации и неопределенность
ситуации протекания деятельности.
Под стрессами понимают факторы внутренней и
внешней среды, которые вызывают состояние
напряжения, или стресс. В наиболее общей
классификации можно выделить стрессоры
неопределенности и значимости, подразделяющиеся
в свою очередь на внутренние и внешние.
Стрессоры неопределенности связаны с характером
деятельности и первичны по своей природе.
Стрессоры значимости связаны с ответственностью
предстоящей оценки результатов деятельности.
Стрессоры внутренней значимости определяются
характером субъективной, внутренней оценки
реализации индивидуально значимых мотивов
личности.
Стрессоры внешней значимости определяются
характером внешнего контроля индивидуально и
социально значимых последствий деятельности.
Индивидуальные свойства личности включены в
структуру ее деятельности, как внутренние
условия или внутренние средства и в этом
качестве прямо или косвенно являются
характеристиками стресса и его воздействия на
результаты стресса или деятельности. В качестве
многочисленных факторов стрессы можно выделить
общие свойства личности и специальные свойства
личности, индивидуальный стиль деятельности.
Структура личности имеет иерархический фундамент
строения, и личностных механизмов регуляции
деятельности. В связи с этим во многих сферах
психологии принято разделение общих и
специальных психических структур.
Общие свойства личности представляют собой
целостную характеристику индивида, определяющих
схему и систему его поведения во всей сфере
неизменных условиях, или большей части этих
условий. К общим свойствам можно отнести
свойства темперамента, эмоционально-волевые
качества, свойства связанные с социальными
воздействиями и ряд других. В системе
поведенческих проявлений это основные свойства
нервной системы – генетически обусловленные
нейрофизические предпосылки лечить личности.
В целом общие свойства влияют на параметры
деятельности, в том числе и в экстремальных
ситуациях. Это можно объяснить их функциональной
ролью в общей структуре деятельности, которая
состоит в том, что они представляют собой
внутренние условия для целостного
функционирования.
Если общие функции это то, что принято называть
личностными свойствами, то специальные свойства
личности представляют собой ситуационные
качества.
Ситуативное свойство – это состояние менее
устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства
имеют более глубокие корни и
типо-физиологические основания. Ситуативные
качества имеют специфику внутренних способов
воздействия. В этих качествах проявляется
отчетливая связь с волевым поведением, ведь
социально-психологическая роль определяется, как
модус поведения в определенных ситуациях.
Если общие свойства личности представляют собой
внутренние условия деятельности, то специальные
свойства обуславливают управление внутренними
условиями и характером их внешних проявлений.
Частично эти параметры неоднозначны и среди
множества функций существует не менее важных
функциях регуляции.
Под индивидуальным стилем деятельности в целом
понимается та оптимальная форма деятельности,
которая должна способствовать приспособлению
индивидуальных качеств в целом для достижения
оптимально положительного результата.
Важными параметрами для этого является
структура, перераспределения внимания, характер
омтонции в деятельности.
В общем классификации типы индивидуальной
деятельности можно разделить на «ровный» и
«взрывной». Взрывной тип деятельности – это тип
наиболее подверженный стрессовым перегрузкам.
В целом все вышеперечисленные факторы и явления
причинами возникновения стрессовых ситуаций в
повседневной деятельности. В профессиональной
деятельности существует специфические отличия в
классификации стресс-факторов.
2. Профессиональные стрессы и факторы, влияющие
на их возникновение
Многие профессии связаны с множеством
психологических и физических нагрузок, которые и
являются основными причинами возникновения
внутренних психических «конфликтов».
По степени психологического внешнего воздействия
на индивида профессиональная деятельность
человека подразделяется на:
· сложную (сверхсложную или экстремальную);
· средней сложности;
· простую.
К сверхсложным профессиям в отношении экзогенных
психических влияний относятся профессии,
связанные с сильным эмоционально-психическим,
умственным напряжением, и работой связанной с
условиями экстремальных внешних (климатических,
функциональных и пр.) воздействий, а также
работе в постоянной концентрации и стимуляции
нервной деятельности. Например, работа
космонавтов на арбитражных станциях (небольшой
коллектив, ограниченная коммуникативная свобода,
экстремальные условия проживания и т. д.)
геологов, топографов, геодезистов, метеорологов,
гравиметристов, альпинистов и прочее
(экстремальные условия проживания – горная,
горно-таежная местность, сложные климатические
условия Арктики и Антарктики, ограниченная
коммуникативная свобода); военные репортеры,
служб ПВО, в боевых действиях; авиаторы.
К средней сложности относятся профессии
связанные со сложными умственными, физическими и
эмоциональными нагрузками – ученые-исследователи
естественнонаучной области, спортсмены,
работники системы образования, врачи-хирурги из
всех отраслей медицины, технические работники
предприятий промышленного значения с непрерывным
производственным циклом и некоторые другие.
К простым, в отношении внешних психических и
умственных нагрузок относятся работники сферы
обслуживания, коммунальной и гуманитарной, на
связанные с постоянным общением профессии.
Данная классификация, предложенная Ф. Смитом, не
является основополагающей, стрессовые ситуации
не обходят ни одну из существующих профессий.
Внешние факторы воздействия формируются и
складываются из ряда причин социального,
личностно-коммуникативного, профессионального и
географических и эстетических обусловленностей
места, времени, режима работы, коллектива (малой
группы), требований к тому или другому виду
деятельности, профессионального долга и
ответственности.
Социальные факторы – это совокупность
производственных, социальных отношений общего
социального положения (состояния)
индивидуального социального положения
(состояния), материальной обеспеченности и
экономно-политических факторов влияющих на
психику индивида через СМИ, литературу, прочие.
Например, Работники сферы обслуживания в США
вследствие социальных установок на «правоту
клиента»» и внутренним состоянием индивида
возникает внутренний конфликт, вскрывающий
психозы, неврозы, стрессы и даже патологические
раздвоения личности.
Личностно коммуникативные факторы влияют на
возникновение стрессовых состояний вследствие
несоответствия типа личности и его
профессионального окружения, деятельности и
требований и способности (см. схему Типы
личностей). Домашний тип, например, на
общественной деятельности не просто не
реализуется в полной мере, но также вступает во
внутренний конфликт со своими профессиональными
обязанностями (по V-Люнгарду) из подобных
«конфликтов» на разных возрастных этапах
возникают остро выраженные акцентуации, многие
из которых ведут к депрессиям, стрессам и даже
патологическим отношениям в психике индивида.
Рис.1. Типы личности.
Профессиональные факторы обуславливают характер
профессиональной деятельности – умственной,
умственно-психологической, физической,
манипулятивной, творческой (художественной) и
комплексной.
Каждый из видов деятельности несет на себе
отпечаток определенного «оценивающего» фактора,
тенденции, влияющих на психоэмоциональное
состояние индивида.
Географическая и этическая обусловленность
состоит в конфликте или чрезмерном напряжении
интеллектуальных и физических сил в непривычных
для той или иной личности географических
условиях или этносоциальной среде (работа,
связанная с многочисленными командировками,
дипломатическая деятельность).
Эмоционально-психические перегрузки также
являются причинами стрессовых ситуаций.
Временной и режимный фактор влияет на
психическое состояние непосредственно.
«Внутренние часы» эффективной работы организма.
Общая классификация личностей по типу их
трудоспособности представляет следующее:
· «сова» (ночное и вечернее время суток);
· «жаворонок» (утреннее и дневное время
суток)
· «голубь» (аритмики).
Рис. 2. Схема психофизиологического механизма
формирования стресса
Несоблюдение внутреннего режима с режимом и
временем профессиональной деятельности, вызывает
необходимость напряжения нервно-психической
энергии, ее «перебалансировка» и как результат –
перенапряжение, психическая усталость, стресс.
Данный аспект является наиболее важным.
Коллективный, социальные факторы малых групп –
это целый раздел в «социальной психологии»
учитывающей всю совокупность межличностных
отношений в коллективе.
Это в первую очередь – стиль руководства
производственным, профессиональным коллективом –
авторитарный, демократический или либеральный.
Во-вторых, психологическая совместимость членов
коллектива.
В-третьих, характер профессиональной
деятельности в ее объединяющем и коммуникативном
смысле.
В-четвертых, соответствие «занимаемой»
профессиональной ячейки со способностями,
характером и интересами каждой личности в
отдельности.
В-пятых, - общее социальное положение индивида в
обществе и степени его «мергенельности» (теория
Г. Мюллера «о мергенельном человеке»).
И некоторые другие менее важные коллективные
социальные факторы, степень влияния которых на
психоэмоциональную сферу зависит от
индивидуальных особенностей человека.
Морально-этические факторы внешнего социального
характера и внутреннее морально этическое
состояние психики, связанное с такими понятиями
ответственности и чувства долга. Невозможность
исполнить профессиональный долг, ответственность
перед людьми, профессиональная этика и высокий
моральный уровень индивида может привести к
психическим срывам и стрессам в профессиональной
деятельности.
Все вышеперечисленные факторы носят внешний
характер и относятся к внешним воздействиям на
внутренний психический мир человека.
Внутренние факторы можно условно назвать
структурно-личностными, так как зависят от
индивидуальных особенностей личности.
Один из важных внутренних факторов являются
особенности биологических процессов, которые в
большей мере являются генетическими:
· темперамент – особенность психики к
эмоциональному и психическому регулированию,
динамики и слабости индивида. Четыре выделенных
еще Гиппократом типа темперамента и объясненные
с позиции психомоторики академика Павлова
известен и общепринятому для объяснения
оснований экспериментальных отличий:
· сангвиники;
· флегматики;
· холерики;
· меланхолики.
Менее стойки к депрессиям и стрессам личности с
сангвиническим темпераментом, более сложен тип
меланхолики и холерики. Флегматики устойчивы к
продолжительным негативным внешним воздействиям,
но чрезмерные перегрузки приводят к
«психологическим взрывам», порой
непредсказуемого характера.
Воля, как подструктура личности, и
непосредственно его сила, концентрация и ее
наличие вообще является той характерной чертой,
которая связана со стрессовыми
психоэмоциональными состояниями и
непосредственно и опосредованно.
С одной стороны, воля является «нивелирующим»
стимулятор дистресса, то есть способствует его
внутренней ликвидации, с другой стороны в малой
социальной (читайте) профессиональной группе,
коллективе при различных личностных отношениях,
конфликтности и типам руководства может привести
к «волевому» межличностному конфликту, что может
послужить причиной стресса.
Направленность личности, как психологический
внутренний фактор является объектом изучения
психодиагностики. Направленность и мотивация –
это направляющие аспекты профессиональной
деятельности индивида, его сферы интересов,
устремлений. Основной причиной стресса связанной
с фактором направленности личности может быть,
опять же, несоответствие сферы интересов
индивида и профессиональных обязанностей. Данные
сложившегося несоответствия могут быть прямой
причиной профессионального стресса или
опосредованно влиять через возникающие в
коллективе конфликтные ситуации.
Примерно таким же образом влияет и
интеллектуальный фактор (привычки, опыт, знания
и умения).
Более сложным является фактор эмоциональный.
Эмоции, как внешнее проявление чувств, если
чувства во всем их многообразии, а также другие
чувственные проявления и связанные с ними
индивидуальные черты влияют на стрессовые
ситуации и сами лежат в сфере эмоциональной и
чувственной.
В профессиональной деятельности – это чувство
удачи, успеха, поражений, радости открытия и
прочее. Эмоциональная окраска внешних проявлений
стрессового состояния зависит и от других
структур личности.
Самым значительным и поддающимся коррегированию
является фактор индивидуальных черт личности –
характера (от греч. - печать).
Изучение характера, исследование его
особенностей началось еще в Античности, когда
Фунидид выявил около 90 типов характера по
доминирующей отрицательной черте. Более сложные
и более научные исследования начались в XIX веке
(Н. Лютерд, Ф. Эбенгеуэ и др.)
В этот же период появилась и наука основанная на
эмпирических наблюдениях – характерология.
Первоначально, правда, исследующая этот
психологический феномен через некоторые внешние
не связанные с поведенческим и эмоциональным,
проявлениями (почерк, строение человеческого
тела и пр.).
В настоящий момент психодиагностические,
психотерапевтические разработки способствуют
более точному и объективному исследованию
личности и профилактике «стрессовых» ситуаций в
профессиональной деятельности через
психологические диагностические методики и
профессиональное консультирование.
Соответствие личности профессиональным
обязанностям, предотвращение конфликтных
ситуаций и многое другое – задачи практической
психологии.
Одним из «профилактических» средств
предотвращение конфликтных и стрессовых ситуаций
в профессиональной деятельности является
профессиональное ориентирование и коррекция черт
характера через консультативно направляющую
психологическую помощь.
Консультант психолог на данном этапе одна из
важных профессий применимая в любой области
человеческой деятельности.
3. Методы предотвращения стресса и стрессовых
ситуаций
Наиболее ценным и одним из самых эффективных
средств предотвращения назревающей стрессовой
ситуации можно назвать физические упражнения.
Сильное адаптационное действие оказывают любые
физические нагрузки в разумных пределах.
Самым эффективным физическим упражнением,
оказывающим депрессивное влияние, является бег.
Бег является наиболее доступным в современной
действительности и самым дистрессовым
упражнением из всех. Значение бега уже доказано,
и его пропаганда как наилучшего дистрессора
запечатлена в остросюжетном кинофильме «Fonost
Cump».
Систематические физические нагрузки позволяют не
только переорганизовать психическую энергию в
плодотворное русло, но и избежать нежелательных
воздействий путем отвлечения от внешних
стрессовых факторов или внешних стрессов.
Физические нагрузки, как и стресс, активизируют
процесс распада и расходование веществ
необходимых для мобилизации жизни.
Таким же образом, активизируются и
восстановительные процессы в организме.
Мощным антистрессовым явлением или
«антистрессором» является «йога».
Слово «йога» означает связь, соединение,
осознание, участие, глубокое размышление,
порядок, созерцание.
Данный антистрессор хорошо применим не для
«нивелирования» негативных внешних воздействий,
а для упорядочения антистрессовых стимуляторов
психики.
Йога развивает и апробирует два вида или подвида
антистрессовых упражнений:
Первое - выработка правильных реакций на внешние
раздражители, отработка наиболее эффективна
людям поведения применительно к определенной
ситуации.
Второе – владение телом для более эффективного
физиологического и биологического воздействия на
внутренние последствия стрессовой ситуации.
Практика йоги применительна к любому
субкультурному, психологическому или
профессиональному подразделению.
Одним из часто применяемых для антистрессовых
воздействий средством применяющей йоги являются
медитации.
Медитативное антистрессовое влияние на
современном этапе используется почти
повсеместно.
Медитация – это умственное действие, приводящее
психические процессы в состояние глубокого
сосредоточения. В антистрессовой практике
медитации позволяют привести также
психо-эмоциональное состояние человека в норму,
и психофизиологические негативные проявления
также нормализовать.
Много сходств с медитацией имеет аутотренинг,
разработанный Йоганом Генрихом Исульцем в 1932
году в монографии «Аутогенная тренировка».
По мнению Исульца, аутотренинг более всего
подходит людям интеллектуального склада ума и
доминирующих их интеллектуальной деятельностью,
особенно если у них есть определенный запас
терпения, и сосредоточенности и упорства.
Антистрессорами являются также занятиия по
системе Бутенко или Бэнона. Но существуют и
более распространенные антистресоры – отдых на
природе, активный антиэмоциональный толчок через
противоположные действия на стрессовую ситуацию
или изменение образа жизни, что позволяет снизит
психические ориентиры.
Заключение
Стрессология и ее направление, занимающееся
профессиональными стрессами, стрессовыми
ситуациями на современном этапе являются
проблемой номер 1.
Ускоряющийся темп жизни, работы, появление новых
прогрессий требующих определенных личностных
качеств – современная сложившаяся ситуация
решения проблемы стрессов в непоправимых
условиях жизни.
Современные методы предотвращения
профессиональных стрессов психофизиологического
характера весьма разнообразны, часть из них
освещено в данной работе.
Множество методик или профилактических –
профессиональные ориентирования и
корректирования, до физиологических медицинских
– иглоукалывание, психотерапия, с одной стороны,
весьма эффективна с другой могут быть
неприменимы в определенных условиях.
Многообразие литературы по профессиональным
стрессам, общей стрессологии, специфическим
стрессовым ситуациям, связанных со
специфическими видами должности –
профессиональный спорт, космонавтика и т. д. не
позволяет четко сориентировать ни индивида в
частности, ни профессиональную группу в целом.
Недостаточная информированность личности по
специфике профессии тоже фактор, влияющий на
невозможность применения многих методов в
психофизиологии стрессов.
На данном этапе развития психологической науки
не всегда учитывается этический фактор
определяющих культур и культурных образований.
В частности исторически сложившейся черте
национальности профессиональной помощи через
консультирование, диагностирование и коррекцию.
В азиатских культурах психофизиологический
аспект предупреждения стрессов учитывается,
например даже на бытовом уровне – игрушки для
психологической «разрядки» и «степени» стресса.
В европейских культурах отношение к психологии в
ее практическом плане весьма позитивно. В США
ситуация такая же.
Поэтому возможно и необходимо учитывать
культурно-этический характер проживавания и
деятельности индивида и вероятно в ближайшее
время такие методы будут разработаны.
Библиографический список
Аурбах С. Стресс как явление. – Ростов-на-Дону,
2000.
Проблема профессиональных стрессов. Материалы
научно-практической конференции МГУ, 1999.
Психологические аспекты управления. – М., 1985.
Психология труда. Учебное пособие. – М., 1996.
Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.,
1990.
Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1989.
Селье Г. Стрессология. – М., 1995.
Словарь психологических терминов. – М., 1989.
Шишенин М. Стрессовые ситуации. – М., 1991.
Фишер Г., Леонгард К. Акцентуации характеров. –
Воронеж, 1998.
Хейм А. Проблемы профессиональной коррекции. –
М., 1994.
|