Рефераты

Невротическая личность в работах Карен Хорни

Введение

Карен Хорни (1885-1952) – немецко-американский психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. На основании большого клинического опыта работы с пациентами – неврастениками в Германии и в  США классического психоанализа в понимании причин невротических расстройств.

Согласно Хорни, неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей, порождающих у индивида чувство «коренной тревоги» (тревожности, неуверенности, страха). Особенно большую роль в невростеническом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «коренная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенности в себе, враждебно – боязливое отношение к миру).

Этим объясняется актуальность выбранной темы реферата «Невротическая личность в работах Карен Хорни».

Наша культура порождает огромную тревожность в людях, живущих в ней. Противоречия, заложенные в культуре, представляют собой те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить. Целью данного реферата является раскрытие причин появления невротизма, а также объяснить противоречия культуры и последствия для определенной личности.

 

1. Определение невроза по К. Хорни

Невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. По практическим причинам целесообразно называть это расстройство неврозом лишь в том случае,  когда оно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца.

Подобно другим европейским ученым Хорни испытала на себе все трудности вхождения в новую культуру с иной системой человеческих ценностей и отношений. Но, опыт лечения невротиков, принадлежащих другой культуре, способствовал осознанию Хорни значения социальных условий в порождении личностных проблем. Хорни отказывается от упрощенного биологизма и стремится объяснить мотивы человеческого поведения не с фрейдовской точки зрения.

На первый план она ставит особенности взаимоотношения ребенка со средой, с окружающими и близкими людьми. Фактор сексуальности в отношении психологических проблем она заменяет тревожностью, порождаемой взаимоотношениями между людьми. Вместо поиска и реконструкции травматического события в прошлом опыте человека Хорни предложила иной вектор психоанализа – исследование взаимоотношений, вызывающих переживания одиночества и беспомощности, тревоги и враждебности.

С точки зрения Хорни, особенности формирования личности нельзя рассматривать в отрыве от социально - исторических условий и культурного контекста общества в целом.  Каждой культуре внутренне присуща некоторые  характерные противоречия ценностей и требований, предъявляемых к индивиду.

Эти противоречия в жизни каждого человека служат реальными первоисточниками разного рода внутриличностных конфликтов. Хорни пытается найти внутренние связи между конкретными особенностями западной культуры и массовым распространением неврозов, понимаемых прежде всего как особые типы деформации личности, которые не всегда сопровождаются клиническими симптомами.

При понимании неврозов по Хорни, «невротическая личность» – широкий круг лиц, живущих в соответствующей культуре. Наш образ жизни, наши взаимоотношения очень похожи на описанные в ее культуре: индивидуальное соперничество, конкуренция, приоритет успеха над другими ценностями…

Хорни как бы напоминает нам, к каким психологическим издержкам ведут подобные установки, особенно если они бессознательно переносятся в семью, на любимых и дорогих людей. От того, что отношения соперничества в настоящее время признаются в обществе культурной нормой, они не становятся менее разрушительными. В то же время, осознание любой, даже самой пугающей правды о себе и своем обществе, по Хорни, - позитивный шаг, так как осознание  мобилизует силы для поиска решения и волю к жизни в целом.

К. Хорни, в отличии от других психоаналитиков, считает, что зацикливаться на происхождении неврозов из детства нельзя – это односторонность в подходе к проблеме неврозов. Хорни считает, что неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также отдельными специфическими культурными условиями, в которых живет человек.

«В действительности культурные условия не только придают вес и окраску индивидуальным переживаниям, но и определяют их особую форму. То есть тип переживающей матери определиться данными культурными условиями и лишь вследствие этих существующих условий такое переживание будет оказывать влияние на последующую жизнь ее ребенка.»

Хорни выделяет определяющую роль тревоги в порождении невротических черт характера (проблема мазохизма, невротическая потребность в любви и привязанности, невротическое чувство вины).

 

2. Понятие «норма» в культуре

Понятие о том, что в какой культуре норма, а в какой невротизм существенно разниться. Так, Хорни приводит примеры: «У нас, человек в течение часа, разговаривающий с покойным дедушкой, будет считаться признанным невротиком или психопатом, в то время, как такое общение с предками считается признанным образцом у некоторых индейских племен».

Нормальность разниться не только в культурах, но и во времени, в пределах одной и той же культуры. Например, «В наше время, если зрелая и независимая женщина сочла бы себя недостойной любви со стороны порядочного человека только потому, что раннее вступала в сексуальные отношения, окружающие сочли бы ее не вполне здоровой. А 40 лет назад такое чувство вины считалось бы нормальным».

Оказывается, что понятие норма связано с понятием классов общества. Например: «Представители класса феодалов считают нормальным для человека все время предаваться отдыху, проявляя активность лишь во время охоты или военных действий, тогда как представители класса мелкой буржуазии, проявляющего такое же отношение, будут определенно считать ненормальным».

Существует связь и с половыми различиями, так как мужчины и женщины обладают разными темпераментами. «Проявление сверх озабоченности и страха перед приближающейся старостью для 40-летней женщины является нормой, в то время, как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком.»

Границы того, что является нормальным постоянно варьируются: пища китайцев, представление о чистоте у эскимосе, способы лечения знахарские. Интересно, что различия затрагивают не только обычаи, но и побуждения и чувства: каждая культура придерживается веры в то, что присущие ей чувства и стремления являются единственным нормальным выражением человеческой природы.

Хорни признает, что некоторые представления о человеческой природы наивны – конкуренция, детское соперничество в семье, родство между привязанностью и сексуальностью – явления неотъемлемо присущи человеческой природе.   Таким образом, Хорни «не существует некой нормальной психологии, справедливой для всего человечества».

Таким образом, чтобы понять суть невроза, как отклонения от нормального поведения, нужно понять те условия, как культурные, так и индивидуальные, которые и формируют человеческие чувства и отношения.

Относительно теории Фрейда Хорни говорит, что в чрезмерном подчеркивании биологической основы психологических особенностей он скован рамками своей научной ориентации, т.к. предполагал, что инстинктивное влечение весьма часты в нашей культуре, обусловливаются биологическим предопределенной «человеческой природой». Т.е. игнорировал культурный фактор, отсюда непонимание реальных сил, которые мотивируют отношения и действия людей.

Хорни характеризует невроз ригидностью реагирования и разрывом между возможностями человека и их реализацией. Но ригидность (отсутствие гибкости при реагировании) указывает на наличие невроза лишь тогда, когда отклоняется от культурных норм.

Расхождение между потенциальными возможностями данного человека и его действительными жизненными достижениями указывает на наличие невроза лишь тогда, если, несмотря на свои дарования человек остается бесплодным, или, имея все для того, чтобы чувствовать себя счастливым, он не может наслаждаться этим; или обладая блестящей внешностью, женщина не считает себя привлекательной. Таким образом, невротик как бы «сам стоит у себя на пути».

Главным фактором неврозов Хорни называет тревогу и страхи. Фактор страха и защиты представлены в специфических формах в каждой культуре и могут принимать узаконенный вид, как в случае ношения амулетов в качестве защиты от сглаза, или соблюдения определенных ритуалов, защищающих от страха перед умершим. Но это не общекультурные неврозы. Различия:

1)     жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Они могут вызываться внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (рост враждебности вследствие угнетения, несправедливости, вынужденной зависимости), культурными традициями (страх перед демонами, нарушениями табу) безотносительно к тому, как они могли возникнуть. Человек может быть более или менее подвержен этим страхам, но в целом можно  предположить, что они навязываются каждому индивиду, живущему в данной культуре, и что никто не сможет их избежать. Невротик не только разделяет страхи, общие всем людям в данной культуре, но вследствие условий своей индивидуальной жизни, которые переплетены с общими условиями, он также испытывает страхи, которые качественно или количественно отличаются от страхов определенного культурного образца.

2)     Для отражения страхов, существующих в данной культуре имеются определенные способы защиты, как более целесообразные способы борьбы со страхами, чем защиты невротика. Таким образом нормальный человек может наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми в его культуре: он не страдает сильнее, чем это принято в данной культуре. Невротик же страдает больше, чем нормальный человек. Ему неизменно приходится платить за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии и дееспособности или, в особенности, в ослаблении его способности  достижению и удовольствию. Невротик – постоянно страдающее лицо, но даже сам невротик может не осознавать того, что он страдает.

Хорни рассматривает невроз с точки зрения его движущих сил и психологической структуры. Таким образом страх и защита являются одним из динамических центров невроза, однако образуют невроз лишь тогда, когда отклоняются в количественном и качественном отношении от страхов и защит, нормативных для данной культуры.

Отличие невротических конфликтов от обычно встречающихся в данной культуре конфликтов в том, что у невротика конфликты более резко выражены и более остры.

Проблемы, волнующие нормального человека и проблемы невротика отличаются лишь по степени. Огромному большинству из нас приходится бороться с проблемами соперничества, эмоциональной изоляции, недоверия со стороны других и страхами перед неудачами.

Изучение невроза с точки зрения того, какие психологические затруднения ставит перед человеком структура культуры.

 

Заключение

Невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности.

Противоречия, заложенные в культуре, представляют собой те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. В то время как нормальный человек способен преодолеть трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным.

Необходимость постоянного переживания негативных эмоций и невозможность признаться кому-либо в своих бедах, чтобы хоть немного облегчить душу, приводит к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются.

При разрешении личностных конфликтов и в борьбе с негативными чувствами, невротик, согласно Хорни, следует трем основным защитным стратегиям поведения:

-  он стремится к другим людям

-          бежит от людей, желая независимости

-          идет против людей, агрессивен по отношению к ним.

Работы Хорни оказали большое влияние на последующее развитие психологии личности, возрастной психологии и психотерапии.

 

Библиографический список

1.      Баркан А.И. «Его величество ребенок», Москва 1996 г., 145 с.

2.      Гуревич П.С. «Клиническая психология», Москва 2001 г., 512с.

3.      Ждан А.Н. «История психологии», Москва 2001г., 512с.

4.      Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. «Курс лекций по детской патопсихологии», Ростов-на-Дону 2000г., 576с.

5.      Психологический словарь, под ред. Зинченко В.П., Москва 1997 г., 440с.
Реклама
Банк рефератов
Сайт для студентов содержит огромное количество разных рефератов и по различным темам.
В банке рефератов вы можете бесплатно скачать работу по выбранной теме.
Самые новые и лучшие рефераты в расширенной коллекции.
Скачать реферат
Реклама
Материалы




Рефераты - качественные, оригинальные рефераты на различные темы