Рефераты

Невербальное общение

Введение

Как известно, наша речь – это только малая часть того, что включается в понятие «языка». Существует множество языков, например, таких как язык глухонемых, нотная грамота, запись математических формул, жесты спортивного судьи и т.д.

В последнее время, на фоне опосредованного обмена информацией (телефон, пейджер, Интернет и т.д.) все большее значение приобретает непосредственное общение между людьми. При этом, от деловых контактов до семейных отношений, мы, как правило, пользуемся небольшим набором привычных слов. Все же многообразие нюансов общения проявляется в мимике, жесте, позе, т.е. во внеречевом компоненте взаимодействия людей. То, благодаря чему мы при непосредственном общении понимаем друг друга без слов, называют языком невербального (т.е. бессловесного, внеречевого) общения. Выяснилось, что он содержит значительно больше информации по сравнению с вербальным.

Целью данной работы является: исследовать использование невербальных средств общения в деятельности социального педагога. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть использование средств невербального общения в деятельности социального педагога с различными категориями населения; проанализировать средства невербального общения конкретного социального педагога; разработать рекомендации по овладению средствами невербального общения для социального педагога.

 

2. Экспериментальная часть

Свои исследования я проводила в Областном реабилитационном детском доме, который находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Рассветная, д. 10/2. Я беседовала с социальным педагогом Лазаревой Вероникой Андреевной, присутствовала на ее занятиях с детьми.

В начале работы каждый социальный педагог формирует базу данных детей и подростков. Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Создание целостного банка данных осуществляется социальным педагогом совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о находящихся в реабилитационном детском доме детях и подростках, которые:

·        были безнадзорными или беспризорными;

·        занимались бродяжничеством или попрошайничеством;

·        содержались в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

·        употребляли наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;

·        совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

·        совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

·        освобождены от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

·        не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

·        состоят на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

·        состоят на внутреннем учете детского дома;

·        состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Присутствуя на занятиях социального педагога, я отметила следующие особенности невербального общения социального педагога с воспитанниками.

Пространственное положение социального педагога по отношению к подростку. Та пространственная позиция, которую он занимает по отношению к подростку, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят его слова.

Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. Если человек переступает эту границу, он, или имеет интимные отношения с другим, или его действия будут при этом тем другим восприниматься как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным.

Звуки голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос, или указывают на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу. Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. Социальный педагог, заканчивая свое предложение "весомой точкой", дает понять, что он считает исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.

Движения. Движения социального педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у подростков. Многие из них прошли через жестокое обращение и пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в себе покой. При инцидентах и кризисах у социального педагога возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить именно замедлением движений.

Существуют определенные движения, легко вызывающие беспокойство и обратную реакцию. К примеру, поднятый кверху или вытянутый вперед палец. Само по себе такое движение может иметь место, но проблема заключается в том, что многие поднимают палец кверху, или вытягивают его вперед, не отдавая себе в том отчета, и вызывают этим обратную желаемому реакцию. Движение, вызывающее обратную реакцию, - поднятая или вытянутая вверх рука. Во время инцидентов и кризисов это может легко привести к тому, что подросток ударит по руке, или схватит ее.

Физический контакт. Как и все подростки, воспитанники детдома испытывают потребность в физическом контакте. Но подростки отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент подросток ластится, а в другой - отказывается от физического контакта. У подростков, прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Социальному педагогу в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет.

Большинство опытных социальных педагогов часто планируют (продумывают) использование отдельных жестов на занятиях. Предварительному осознанию и планированию подлежат менее всего употребляемые на занятиях жесты-информаторы, тогда как распространенные жесты-регуляторы и жесты-симптомы больше обусловлены ситуативно и поэтому менее предсказуемы.

Социальный педагог лучше осознает особенности своего невербального поведения на занятии. Например, указывает свои типичные жесты, отмечают ситуации экспромта, не испытывают затруднений при выборе жеста.

На занятиях были зафиксированы жесты привлечения внимания, запрещающие, утвердительный и отрицательный кивки головой, указательные, одобрения, просьбы, неуверенности, подчеркивающие и другие. Ситуации, в которых использовался жест на занятиях, были самыми разными. Частота употребления жестов по основным видам воздействия на учащихся отражена в таблице 1. Социальный педагог чаще употреблял жесты в организующих и дисциплинирующих воздействиях и меньше - в оценивающих.

Таблица 1. Частота употребления жестов в основных видах воздействия социального педагога на воспитанников (среднее в %)

 

ВИДЫ ЖЕСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Организующие

Оценивающие

Дисциплинирующие

58

14

28

 

Жесты употреблялись социальными педагогами в разнообразных формах взаимодействия по Фландерсовской системе категорий взаимодействия:

1) принятие настроя,

2) похвала или одобрение,

3) принятие или использование представлений подростка (включая ответы на вопросы подростков),

4) задавание вопросов,

5) рассказ,

6) распоряжение,

7) критическое отношение (замечание, запрет), подтверждение своих полномочий,

8) ответ ребенка,

9) разговор ребенка по собственной инициативе,

10) молчание.

Анализ соотношения речи и жестикуляции представлен в таблице 2.

Таблица 2. Соотношение жестикуляции и речи (среднее в %)

 

ЖЕСТЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ

СОВМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ

РЕЧИ И ЖЕСТИКУЛЯЦИИ

автономные

параллельные

смешанные

поисковые

дублирующие

дополняющие

акцентирующие

8

12

4

6

16

34

20

 

Социальный педагог активно применял параллельное использование жестикуляции и речи. Например, социальный педагог, не прерывая речи, мог сделать замечание или дать распоряжение одному или даже нескольким воспитанникам (употреблялись в основном запрещающие жесты, жесты привлечения внимания, и т. д.).

Как видно из приведенной таблицы, в ситуациях совместного употребления жестов и речи социального педагога чаще использовались жесты для дополняющие мысли. В то же время употреблялись дублирующие речь и акцентирующие жесты.

Наблюдения над частотой употребления различных групп жестов показывают, что жесты социального педагога реализуют на занятиях преимущественно регуляторно-коммуникативную функцию и в меньшей степени – аффективно- и информационно-коммуникативную.

Исследование функций жестикуляции социального педагога на занятии позволило описать их соотношение. Чаще всего жесты употреблялись для обеспечения обратной связи и контроля, для организации внимания воспитанников.

В своей работе социальный педагог использовал также и другие средства невербального общения с воспитанниками. Например, социальный педагог использовал собственные разработки – сюжетно-ролевые и деловые сюжетно-ролевые игры. Цель – исследовать, как игра способствует эффективной социализации подростка и усвоению им социальных ролей.

Организация взаимодействия в игре предполагает алгоритм определенных действий социального педагога.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1. Разработка стратегии игры, определение целей игры и способов их достижения; характеристика ожидаемого результата

Игровой проект и план создания творческих групп по разработке правил и условий игры

2. Организация работы творческих групп, состоящих из социальных педагогов и подростков, по определению правил и условий игры; создание оргкомитета игры

Правила и условия игры, механизм запуска игры, распределение обязанностей членов оргкомитета

3. Запуск игрового проекта на основе альтернативного включения в игру подростков

Определение своей роли каждым участником игры, формирование групп

4. Координация действий участников согласно правилам и условиям развития игры

Принятие своей роли участниками игры; осознание правил и условий игры; их выполнение, реализация потребностей и интересов детей

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии

Определение перспектив дальнейших совместных действий, новых форм, способов взаимодействия подростков

6. Последействие социального педагога

Закрепление и развитие позитивных тенденций взаимодействия подростков в игре, использование достижений в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива

 

После проведения игры воспитанникам предлагалось заняться рисованием на свободную тему. По их рисункам социальный педагог отмечал, как изменилось их эмоциональное настроение после участия в игре. У 78% детей настроение повышалось. При выявлении спада в настроении, с подростком велась работа, направленная на его включение в активную игровую деятельность, что позволяло значительно изменить эмоциональное состояние.

 

2.1 Использование средств невербального общения в деятельности социального педагога с различными категориями населения

Мимика.

Для социального педагога в равной степени важно умение выразить свое состояние и способность правильно понять выражение лица воспитанника или клиента. Возможности управления мимикой связаны с социальной природой выразительных движений человека. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность социальному педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному человеку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д. Голос, мимика, жест – необходимые инструменты овладения профессиональной техникой. Чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица как и безжизненная их статичность - серьезная помеха в общении с людьми.

Человек  прекрасно улавливает различие между лицом серьезным (от серьезности происходящего) и нарочито строгим. То же можно сказать и о «специально - возмущенном» выражении лица - оно не вызывает ожидаемой реакции.

Один из путей совершенствования мастерства социального педагога состоит в преодолении разрыва между эмоциональным состоянием педагога и физическими действиями, которыми он выражает свои чувства.

Другим важным моментом является живость мимики социального педагога. Многим легче работать с социальным педагогам, по лицу которого можно «читать», и труднее - с тем, чье лицо неподвижно: нет обратной связи, непонятно, что он при этом думает и чувствует.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз).

Взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь в поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.

Взглядом социальный педагог может выразить свое отношение к человеку, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Очень важен обмен взглядами для управления контактом. Взгляд обязателен в одни моменты диалога и не нужен в другие.

Воздействие взгляда социального педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз позволяет ему увидеть сразу всех, но не дает возможности вглядеться в каждого. Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Скользящий, безразличный взгляд тоже довольно неприятен: непонятно, видит тебя социальный педагог или смотрит «сквозь тебя». Это ощущение мешает поддержанию контакта. Существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всех присутствующих, что создает рабочий круг внимания.

Дистанция (пространственная организация) общения.

Размещение рядом способствует совместной работе, сотрудничеству; по диагонали через угол стола - непринужденности в беседе; позиция лицом к лицу через стол может усиливать напряженность, контроль партнеров друг за другом, и т.д.

Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Существует 4 категории пространственной коммуникации: интимная (15-45 см расстояния), личная (75 см), социальная (до 2 м) и публичная (3-7 м). Указанные в скобках цифры являются средними, которые имеют свои вариации для различных культур.

Социальному педагогу особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Переход от одной категории к другой (уменьшение или увеличение дистанции) должен быть мотивирован для общающихся. Социальный педагог может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Временная организация.

Определенные временные особенности невербального взаимодействия выступают механизмом развития диалогичного общения. Одновременное появление у партнеров одинаковых поз, мимики, взглядов глаза в глаза повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения. Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов. Продуктивность диалога в общении обеспечивается увеличением длительности «зеркальной позы» (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики».

Прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация.

Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение социального педагога по кабинету облегчает использование этого приема.

У многих людей прикосновение может вызвать настороженность. Чаще всего это те, для кого всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Особенно внимательно следует отнестись к оттенкам всевозможных реакций на прикосновения социального педагога. Прикосновения, способствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.

Не менее важны в общении пантомимика: позы и движения тела, внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), облик и манеры человека (одежда, прическа, косметика, парфюмерия и т.д.), жесты.

Жесты.

Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, об эмоциональном состоянии человека. Они, как правило, показывают его внутреннее состояние, характер его высшей нервной деятельности, склонность к логическому или художественному типу восприятия и многое другое.

При увеличении силы эмоциональных переживаний наблюдается: увеличение количества жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, изменяется динамика привычных жестов: они как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикулирования. Интенсивность и амплитуда жестов увеличиваются при переходе от официального общения к неофициальному. При официальном общении идет приближение к национально-культурному нормативу, при неформальном общении более проявляется индивидуальность жестового языка.

Трудно представить себе социального педагога, который общается с людьми только при помощи слов, не употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен, в первую очередь задачей общения. В одном случае важна мимика, в другом - жест. Социальному педагогу следует овладеть всеми средствами воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники.

 

3. Рекомендации по овладению средствами невербального общения

3.1 Игротерапия

Хорошей формой работы социального педагога является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста человека, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний человека, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.

Социальный педагог должен знать, что использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям: а) игра может быть использована как инструмент для изучения человека (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации -"навязчивое поведение".

Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у человека травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить четыре признака, по которым игру относят к терапевтическому средству:

1. То, что человек делает во время игры, символизирует его эмоции
и страхи.

2. Бессознательно он выражает эмоциями в игре то, что потом
может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

3.           Игра помогает строить хорошие отношения между клиентом и
социальным педагогом и его поведение будет спонтаннее.

4.           Игра позволяет социальному педагогу больше узнать об истории жизни клиента.

Социальному педагогу важно проводить реабилитационную работу с применением элементов игротерапии или с использованием разного вида игр. Для проведения реабилитационной работы в разработанную им программу хорошо включать структурированный игровой материал, который провоцирует людей на выражение собственных желаний, овладение социальными навыками, усвоение способов поведения.

Для проведения реабилитационной работы на базе игротеки необходимо разрабатывать специальную программу, основанную на применении игротерапии. При проведении реабилитационной и психокоррекционной работы в игротеке можно помочь подгруппе или группе людей ощутить единение с другими, укрепить веру в себя, научиться принимать самостоятельные решения и сочетать их с решениями группы, сотрудничать, договариваться с другими, уважать других, сочувствовать им и т.д.

Применение в работе социального педагога разных видов игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является весьма ценным, так как в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Эта форма проявляется тогда, когда удалась интеграция осознания и переживания, через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии людей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного "Я", повышению самооценки, доверия окружающим.

 

3.2 Арттерапия

Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию преживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В своей работе социальный педагог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства, социальные педагоги могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Социальный педагог предлагает задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить человеку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И, наконец, можно порекомендовать совместное творчество социального педагога и человека (лепку, рисование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив клиенту большую самостоятельность в выполнении работы.

Показаниями для использования рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация, переживания человеком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности и т.д.

Наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих человеку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как, например, каракули, нерасчленненные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют ему в полной мере реализовать задачу и осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

Социальный педагог должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет человеку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического типа.

Социальный педагог должен учитывать и анализ активности человека, и способы использования художественного материала. Выделяются следующие способы использования материалов:

·        манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, песок, вода, вкус красок, цвет и т.д.);

·        деструктивное поведение с потерей человеком контроля за своими действиями (рвет бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски и т.д.);

·        стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;

·        рисование графических пиктограмм;

·        создание художественных образов.

Такая последовательность использования художественных материалов отражает позитивные моменты коррекционной работы в случае ее успешности.

В практической работе социальных педагогов зарекомендовали себя два способа использования рисуночной терапии - директивная и недирективная. В большинстве же случаев используется разумное сочетание элементов двух терапий. Человеку задается тема рисования и предоставляется свобода в экспериментировании и поиске наиболее адекватной формы ее выражения.

Социальные педагоги могут использовать в своей работе следующие виды заданий и упражнений:

1) предметно-тематический тип - рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Мой новый дом", "Мое любимое занятие", "Я сейчас", "Я в
будущем" и т.д.;

2) образно - символический тип - изображение в виде образов.
Темы могут быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев",
"Страх" и т.д.;

Музыкотерапия. Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. В данном случае хорошо, если социальный педагог владеет игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, дудке, аккордеоне, металлофоне, пианино, скрипке и т.д.). Можно рекомендовать социальному педагогу использовать музыкальные произведения классической музыки. Социальный педагог должен подобрать ряд произведений для слушания. Хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1-1,5 часов требует специально разработанного приема организации людей. Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет человеку слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. При этом музыку можно слушать закрыв глаза, зажмурившись, главное - ее слышать!

Работая с людьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно добавить задание. Например, при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, человеку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т.д.

Слушание классической и духовной музыки поможет человеку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, сопереживать вместе с другими под музыку и т.д.

Использование музыкотерапии в работе социального педагога способствует созданию условий для самовыражения людей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Применяемый музыкальный цикл в работе с группой может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку и т.д.

 

3.3 Психодрама, или драмтерапия

Использование в работе социального педагога кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, "проигрывая" конфликтные и значимые для человека ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней.

Хороший прием - использование зеркала: человек рассказывает о себе другим, глядя на себя в зеркало.

Моритатерапия. Метод, с помощью которого социальный педагог ставит человека в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Социальный педагог предлагает человеку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и т.д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится человек в настоящее время.

 

3.4 Поведенческая психотерапия

Систематическое устранение страхов, вредных привычек, не одобряемого поведения отдельных личностей. Данный метод используется в индивидуальной работе с людьми или в работе с небольшими подгруппами. Такой метод можно рекомендовать социальному педагогу использовать для работы по преодолению страхов. С этой целью используется просмотр диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов, которые вызывают у человека переживание чувства страха, до тех пор, пока страх не уменьшится. Социальный педагог может усиливать переживания страха у человека, пока они не приобретут комические формы. Результатом данной работы будет смех социального педагога и человека, юмор, радость совместных переживаний, которые и являются своего рода катарсисом.

Таким образом, социальному педагогу в  своей работе с различными категориями населения необходимо продумывать разнообразные формы занятий и методику их проведения. Весьма важным моментом такой работы является разработка социальным педагогом психокоррекционных и реабилитационных программ. Необходимо помнить, что людям, пережившим травмы, стрессы, можно помочь двумя способами: ежедневным обучением необходимым навыкам социальной компетенции и снятием барьеров, мешающих нормальному психическому развитию (с приглашением специалистов разных профилей - психологов, психотерапевтов, консультантов, сексопатологов и т.д.).

 

3.5. Иные методы работы социального педагога с клиентами

а)           Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить
состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой
же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить
качественные характеристики в количественные и может широко
использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

б)           Карточные методики — набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается
задание расположить карточки по времени — настоящее, прошлое и
будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;

в)           Проективные методики — разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

г)            Экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок
семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют
сравнивать результаты работы с клиентом.

 

Заключение

Традиционно принято отождествлять речь со словом, т.е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, т.е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Вместе с тем, понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации. Например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием разных органов чувств: зрения, слуха виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и др.), в различного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др.

Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.

Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т.е. выразительных движений - мимики, жестов, пантомимики.

 

Библиографический список

1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: невербальная диагностика личности. – М., 1996.

2. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. – М., 2000.

3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

5. Вотчин И.С. Невербальное поведение. – М., 2002.

6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического ребенка. М., 1997.

7. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. Галагузовой М.А. – М., 2002.

8. Михайлов Л.А. Введение в психологию общения: невербальные средства общения. – М., 1999.

9. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М., 1998.

10. Петрова В.А. Жесты в педагогическом процессе. – М., 1998.

11. Теория и практика социальной педагогики. – М., 2003.

12. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
Реклама
Банк рефератов
Сайт для студентов содержит огромное количество разных рефератов и по различным темам.
В банке рефератов вы можете бесплатно скачать работу по выбранной теме.
Самые новые и лучшие рефераты в расширенной коллекции.
Скачать реферат
Реклама
Материалы




Рефераты - качественные, оригинальные рефераты на различные темы