1. Понятие типов информационного метаболизма
Одним из самых перспективных современных
подходов в изучении личности является
информационный подход.
В качестве одного из направлений информационного
подхода к исследованию психической деятельности
человека может быть использована Теория
Информационного Метаболизма (Соционика),
разработанная А.Аугустинавичюте, удачно
соединившей идеи польского психиатра
А.Кемпинского с идеями швейцарского психолога
К.Г.Юнга]. Это направление позволяет обнаружить
"...четкие закономерности, выделив
взаимодействие типов личности, их естественных
группировок (квадр), а также взаимодействие и
борьбу (т.е. интерференцию) идеологий,
мировоззрений и элементов культуры,
сформированных носителями различных Типов
Информационного Метаболизма (ТИМов) в
определенных исторических условиях на основе
особенностей их информационного метаболизма и
контакта с окружающим миром, социумом."
В отечественной психологии юнговская типология,
на которой базируется соционика, обычно
относится к "типологиям характера", наряду с
типологиями Э.Кречмера, П.Б.Ганнушкина,
К.Леонгарда, А.Е.Личко и др. Однако,
практический опыт работы в данном направлении и
некоторые исследования, проведенные ранее
автором, показывают, что Тип Информационного
Метаболизма, используемый в соционике, не просто
отождествляется с характером, а является
самостоятельным психическим образованием,
входящим в структуру личности. Кроме того,
именно ТИМ, как связующее звено в исследовании
психических явлений, может выступать в роли той
целостной модели психики, о наобходимости
которой говорил В.Н.Дружинин.
Попробуем теперь найти те "концептуальные
мосты", с помощью которых можно проследить -
какое же место занимает ТИМ в структуре
личности. И для начала рассмотрим возможные
корреляционные зависимости с таким традиционным
понятием в психологии, как "темперамент".
Е.Ю.Петрова, отмечает следующее: "Стиль
деятельности человека определяется многими
факторами, среди них темперамент (или
психологический тип) занимает особое место...
Психологический тип, согласно современным
представлениям, формируется в раннем детстве
(является врожденным) и определяет собой систему
информационных предпочтений или избеганий
(первоначально на физиологическом уровне). В
процессе онтогенеза эти предпочтения
распространяются на все более широкую сферу
активности и определяют предпочтения человека
при выборе стратегий деятельности и методов
решения жизненных задач. Механизм этих
информационных предпочтений связан с
деятельностью базальных структур психики и в
настоящее время недостаточно исследован. На
уровне психики он проявляется как распределение
информации по более осознаваемым и менее
осознаваемым зонам сознания..."
Е.Ю.Петрова работает, в основном, с
типоведческими методиками, опираясь на идеи
профессора Калифорнийского университета Дэвида
Кейрси (Keirsey), которым в 1956 г. был создан
личностный опросник на основе методики
Майерс-Бриггс. Адаптация данного опросника была
проведена психологами из Санкт-Петербурга. К
сожалению, именно используемая в традициях этой
школы терминология, где понятие "темперамент"
отождествляется с понятием "психотип", которое,
в свою очередь, отождествляется (по умолчанию) с
понятием "ТИМ", вносит значительную путаницу...
По словам Д.Кейрси: "Темперамент - это свойство,
придающее неповторимое своеобразие всем
проявлениям личности, позволяющее выделить
индивидуальность и подчеркнуть Самость, то есть
то, что отличает каждого человека от других.
Темперамент представляет собой некий
универсальный регулятор, подстраивающий и
приспосабливающий свойства воспринимающего
организма согласно свойствам поступающей
информации, изменяющей и придающей личную
окраску всему многообразию внешних воздействий."
Т.о., используемая в этом случае терминология не
соответствует общепринятой в отечественной
психологии, где "под темпераментом понимают
динамические характеристики психической
деятельности" [17,с.256]. Хотя некоторые
исследователи, например В.С.Мерлин, считают, что
к психодинамическим свойствам, т.е.
темпераменту, относится и направленность психики
(экстраверсия - интроверсия). "Приспособительная
функция интро-экстраверсии, по В.С.Мерлину,
состоит в субъективации, которая заключается в
усилении опосредования деятельности
субъективными образами, представлениями и
понятиями."[45,с.142]
2. ТИМ и характер
"Наиболее интересные и жизненно правдивые
описания характера (известные как "типологии
характера") возникли в пограничной области, на
стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии.
Они принадлежат талантливым клиницистам, которые
в своих типологиях обобщили многолетний опыт
работы с людьми - опыт наблюдения за их
поведением, изучения их судеб, помощи им в
жизненных трудностях. Здесь встречаются такие
имена, как К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин,
к.Леонгард, А.Е.Личко и др.", - отмечает
Ю.Б.Гиппенрейтер.
Первую попытку сопоставления различных типологий
характера с вновь разработанной сделала сама
А.Аугустинавичюте в своей работе "О дуальной
природе человека" еще в 1983 г., поставив в
однозначное соответствие ТИМам типы личностей (а
также акцентуаций и психопатий) по К.Г.Юнгу,
А.Кемпинскому, А.Э.Личко и К.Леонгарду.
Отличительной особенностью соционической
типологии является то, что если другие типологии
являются чисто описательными, то соционическая
позволяет объяснить причину проявления
определенных черт характера у данного индивида,
принадлежащего к определенному ТИМу. Т.о.
появляется возможность системной детерминации
отдельных психических явлений.
3. ТИМ и личность
"Личность - это качественно новое образование.
Оно формируется благодаря жизни человека в
обществе... В ходе деятельности человек вступает
в отношения с другими людьми (общественные
отношения), и эти отношения становятся
"образующими" его личность. Со стороны самого
человека формирование и жизнь его как личности
выступают прежде всего как развитие,
трансформация, подчинение и переподчинение его
мотивов", - таково представление о личности в
"узком смысле". Поэтому рассмотрим связь ТИМа с
личностью в этом "разрезе".
Отличительной особенностью соционической
типологии является также то, что благодаря
используемой модели возникает возможность
объяснения формирования той или иной тенденции к
мотивации у представителей различных ТИМов.
(Конечно, при этом необходимо учитывать
полимотивированность тех или иных действий
конкретного человека в конкретной ситуации.)
Мотивационная тенденция представителя любого
ТИМа зависит от:
- того, какие аспекты информационного потока
обрабатываются его психическими функциями
(особенно "суггестивной" и "активационной");
- того, к какой "квадре" принадлежит
представитель данного ТИМа. Описание "квадровых
ценностей", обусловленых доминированием в квадре
отдельных информационных аспектов, довольно
подробно изложено в работах А.В.Букалова,
В.В.Гуленко, В.Э.Стратиевской;
- того, к какой "масти" или "карте" принадлежит
данный ТИМ в соответствии с символьной
соционикой.
Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, что "...главный путь
действительного воспроизводства члена общества -
это воспитание его мотивов. Человек становится
личностью в той мере, в какой система его
мотивов оказывается сформированной требованиями
общества. Конечно, "требования" эти могут быть
очень разными. Они могут отражать интересы
небольшой социальной группы, класса или
человечества в целом ("общечеловеческие
идеалы"). От качества и масштаба тех ценностей,
которые усваивает человек и к которым он
приобщается, зависит качество и масштаб его
личности."
На основании вышеизложенного можно сделать вывод
о том, что проявления ТИМа коррелируют с
различными элементами структуры "личности" как в
"узком", так и в "широком" смысле этого слова.
Кроме того, учитывая, что по мере своего
развития личность начинает все более выходить в
качестве детерминанты поведения, что приводит к
стиранию характера, а точнее - к "снятию" его
личностными образованиями, можно предположить,
что:
- ТИМ является самостоятельным психическим
образованием на индивидном уровне;
- ТИМ служит предпосылкой для формирования
характера и входит в структуру личности как
иерархически нижележащий уровень (по отношению к
ней);
- ТИМ выступает в роли фактора, координирующего
развитие личности, поскольку детерминирует
некоторые особенности мотивационной сферы.
- по мере своего развития личность может снимать
не только черты характера, но и поведенческие
проявления ТИМа (что и обуславливает сложность
определения ТИМа в соционической практике).
Библиографический список
1. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии
Юнга и введение в информационный метаболизм. //
Соционика, ментология и психология личности,
1995, No 2.
2. Букалов А.В. Соционика – новый подход к
пониманию человека и общества. // Соционика,
ментология и психология личности, 1996, No 1.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую
психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо,1998.
4. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. -
М.: Изд-во "Совершенство", 1998.
5. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова
И.М. Ваш психологический тип. -С-Пб.: "Андреев и
сыновья", 1994.
6. Петрова Е.Ю. Психологические типы Юнга.
Методические материалы к тренингу
индивидуального стиля с приложением опросника
Кейрси и Практикума. -С-Пб.: ООО"Мебиус",1997.
7. Стратиевская В.Э. Как сделать, чтобы мы не
расставались. Руководство по поиску спутника
жизни (соционика). - М.: Изд. Дом МСП, 1997.
|