Введение
Многие из проблем пограничной психиатрии столь
переплетены друг с другом, что определить их
бывает весьма трудно, но сделать это необходимо.
Поэтому следует подчеркнуть некоторую условность
разграничения многих пограничных нарушений.
Самым частым среди них является невроз. Это
всегда следствие межличностных конфликтов и
психологического напряжения в отличие от
неврозоподобных расстройств, внешне похожих на
неврозы, но имеющие непсихогенное происхождение.
К факторам, способствующих возникновению
неврозов, относятся специфические особенности
личности, включая инфантилизм, невропатию,
психопатические черты характера, крайние
варианты нормальных характеров, психофизическая
ослабленность вследствие болезней, истощений,
интоксикации и пр.
Имевшая хождение долгие годы точка зрения,
согласно которой прогноз неврозов всегда
благоприятный, в последнее время серьезно
пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от
непосредственных причин болезни, так и от
факторов и условий, способствовавших появлению
болезни. Нередко внешние причины являются лишь
пусковым механизмом невроза, болезнь не исчезает
в таких случаях после устранения этих внешний
причин. Описываются остаточные невротические
состояния как следствие длительно протекающих
неврозов. В более легких случаях, когда в
происхождении невроза психотравмирующие факторы
играли большую роль, чем внутренние условия,
прогноз значительно улучшается.
Цель данной работы:
Рассмотреть основные причины возникновения
неврозов у детей 5 – 10 лет и методы их
коррекции.
Объект исследования – возникновение детских
неврозов.
Предмет исследования – основные способы
коррекции детских неврозов.
Детские неврозы
«Невроз для своего определения должен отвечать
трем основным критериям психогенных заболеваний:
1) он вызывается психической травмой; 2)
содержание травмы отражается в клинической
картине болезни; 3) невроз появляется, как
правило, вслед за психической травмой и чаще
всего уменьшается или вообще прекращается после
исчезновения или дезактуализации
психотравмирующих моментов. При неврозе имеет
место сознание своей болезни и стремление
избавиться от страдания.
По форме невроз может быть невротической
реакцией (кратковременное и быстро обратимое
психогенное нервно-психическое расстройство),
невротическим состоянием (более продолжительное
и медленно обратимое) и невротическим
формированием характера, когда факторы,
вызывающие невроз, уже не просто "звучат" в
картине болезни, а вызывают выраженные
характерологические изменения. Среди неврозов
выделены: 1) астенический невроз (неврастения),
вызванный психическими травмами, переутомлением,
нарушением режима и суточного ритма; 2) невроз
навязчивых состояний, проявляющийся болезненной
склонностью к образованию навязчивостей в
двигательной, эмоциональной и интеллектуальной
сферах; 3) истерический невроз и некоторые
другие.
У детей и подростов чаще, чем у взрослых,
встречаются системные неврозы, при которых,
помимо свойственных тому или иному виду невроза
симптомов, имеются преимущественные поражения
функции отдельных систем, следствием чего
является, например, заикание, недержание мочи,
исчезновение речи (мутизм)».[1, c.].
Решающая роль в формировании личности и
характера ребенка раннего и дошкольного возраста
принадлежит семейному воспитанию.
«Дети, растущие в условиях гипоопеки и
безнадзорности, часто обнаруживают неумение
вести себя в коллективе сверстников и взрослых.
При поступлении их в детский сад они сторонятся
других детей, не принимают участия в общих
играх, им могут быть свойственны угрюмость,
злобность , агрессивность. При недостаточности
возрастных игровых интересов отмечается
нездоровое любопытство к интимным отношениям
взрослых. Иногда у детей старшего дошкольного
возраста обнаруживаются неискренность, лживость.
Чрезмерно строгие требования взрослых к
соблюдению навыков опрятности нередко вызывают
нарушения опрятности, появляются энурез,
энкопрез, различные сопутствующие невротические
расстройства – страхи, расстройства сна и
т.д.»[7, с. 18-19].
И в этом случае невротическое поведение ребенка
оказывается способом исправления некоторой
ситуации, которая для него трудна.
Таким образом, непроизвольно, бессознательно
дети пытаются восполнить то, что они не получают
от родителей. Но все-таки это не главное.
Невротическое расстройство возникает вследствие
непереносимого для ребенка
нервно-психологического напряжения и
внутреннего, неразрешимого конфликта.
Виды детских неврозов
Невроз страха. «Мы знаем, что когда возникают
такие состояния, то чаще всего речь идет о
страхе смерти. Он проявляется у всех детей в
возрасте 5-8 лет. Почему? Потому что именно в
эти годы они осознают, что человеческая жизнь не
бесконечна: умирает бабушка или дедушка, или
кто-то из знакомых взрослых; так или иначе, но
ребенок впервые ощущает, что смерть нечто
неизбежное.
Как правило, дети сами справляются с подобными
переживаниями; но только в том случае, если в
семье существует жизнерадостная эмоциональная
атмосфера, если родители не говорят бесконечно о
болезнях, о том то умер, что с ним (ребенком)
может что-нибудь случиться. А если ребенок и
прежде был беспокойным, то подобное беспокойство
резко усиливает возрастной страх смерти - и вот
вам набор невротических страхов, которые
мотивированы, по существу, одним: боязнью, что
может что-нибудь случиться. В своем максимальном
выражении это "что-то" означает смерть: от
болезни, или пожара, или от того, что лифт
упадет. Источником подобных страхов может быть
мать, сама тревожная по характеру и всего этого
сама боявшаяся в детстве.
Чаще всего заболевают неврозом дети с повышенной
эмоциональной чувствительностью. Но опасность
возникает лишь там, где свойственная этим детям
впечатлительность сталкивается с
нечувствительностью взрослых, их неуважением к
особенностям личности ребенка, стремлением
покомандовать, непоследовательностью требований.
Вот тогда присущая ребенку эмоциональная
чувствительность может заостриться, стать
болезненной. А это уже начало невроза.
Почему мы, прежде всего, обратили внимание на
невроз страха? Потому что он, в какой то
степени, предпосылка к большинству других.
Беспокойство, страхи - это то, что подрывает
уверенность в себе. А при неврозе, как правило,
самооценка понижена. Это мы видим и у взрослых:
неуверенность в себе, в своих силах,
нерешительность в действиях. Но, безусловно, все
к страхам не сводится.
Нужно еще сказать об истерическом неврозе. Его
внешние проявления, видимо, знакомы всем:
ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает
истерики, падает на пол, бьется. Но его, этот
невроз, надо отличать от патологии характера,
который бывает в более старшем возрасте. Главное
отличие ребенок не хочет быть таким; он не
только устраивает сцены, но сам страдает от
этого. Но ничего не может сделать с собой; это
происходит помимо его воли.
Почему такое поведение возникает? Родители уже
успели в первые два-три года избаловать ребенка.
И даже не в этом главная беда, что все
позволяют, а - непоследовательно к нему
относятся. Скажем, у бабушки, чтобы не
случилось, реакция одна: "Милый мой внучек!" А
отец строг чрезмерно. Мать колеблется между
отцом и бабушкой: то она разрешает, то она
запрещает. В результате нервная система пусть и
любимого чада не выдерживает, дает бурную
эмоциональную реакцию на противоречивые
требования.
Однако истерический невроз возникает и в том
случае, если родители не только балуют ребенка,
а наоборот, уделяют ему недостаточно
эмоционального внимания. Довольно часто взрослые
ссорятся между собой, сбрасывают друг на друга
свои проблемы. Или, напротив, очень любят друг
друга ( что по себе очень хорошо) - но так любят
что забывают своего ребенка. И он в семье
одинокий, покинутый человечек, у которого
развивается комплекс своеобразной эмоциональной
ущемленности.
Закономерно, скажем, когда ребенок в первые годы
жизни боится оставаться долго один, скучает без
родителей, буквально "привязан" к ним. Потом
такая тесная "привязанность будет ему не нужна:
Появятся сверстники, школа, другие интересы,
сформируется личность, ребенок станет
самостоятельным. Но в первые годы жизни
эмоциональная потребность в ласке, родительском
одобрении, теплоте очень велика. И если она не
удовлетворена - что происходит? Страхи - они как
бы прошли, а тут усиливаются, ребенок пытается,
как бы неосознанно, извлечь из них пользу.
И последний невроз, о котором мы должны
упомянуть. Это невроз навязчивых состояний. Он
обычно проявляется в более старшем школьном
возрасте.
Какие это - "навязчивые состояния"? Сажем,
навязчивый счет: ребенок без конца считает
номера троллейбусов, автобусов. Или то, что мы
называем "ритуалы": все начинает делать строго
определенным образом, например ,прежде чем
встать, должен несколько раз произнести какие-то
слова. Или выключить свет три раза перед тем,
как заснуть, повернуться определенным образом
при ходьбе, постучать перед началом письма и т.
д. Иногда появляются навязчивые, мешающие, а то
и раздражающие тики. И всевозможные навязчивые
мысли, вроде неотступных мыслей о возможной
неудаче, несчастье, собственной неспособности и
т.д.
И этот невроз обязан своим происхождением
семейным отношениям. Прежде всего, заметен у
родителей комплекс "гиперсоциализированных черт
характера". Что это значит? Родители - один или
оба - руководствуются повышенными требованиями,
принципиальностью не в меру. Принципиальность
качество хорошее, но здесь - требовательность
ради требовательности, принцип ради принципа:
вот я сказал, значит так и должно быть. И
столько обязательств, предписаний: быть во всем
хорошим, всегда аккуратным … таким вот ангелом
во плоти. А ребенок … хочет побегать и
попрыгать, и одежда у него не всегда чистая.
Никак он не в силах следовать всем родительским
канонам.
Такие родители всегда озабочены и серьезны, а
детскую игру не признают как занятие. Поэтому
детям и не хватает эмоциональной
непосредственности, живости, активности. У этих
детей развивается боязнь что-либо сделать не то,
не так, мнительность. Появляется рационализация
чувств, навязчивые мысли. Они и озабочены как
взрослые - не улыбаются, не смеются. Да и
начинают улыбаться, шутить только через полтора,
два месяца игровых, оживляющих психику занятий -
так они, несчастные, подавлены, озабочены и
всего опасаются»[2, с ].
Таким образом, «правильное воспитание использует
разумные средства поощрения, порицания и
наказания. Ребенок нуждается в целесообразном и
последовательном контроле поведения. Не следует
преувеличивать требования к нему, перегружать
его обязанностями, навязывать формы
деятельности, к которым у ребенка нет ни
интереса, ни способностей (насильное обучение
музыке, иностранным языкам и т.д.). не
рекомендуется использовать в качестве
воспитательных мер постоянные замечания,
запрещения, угрозы, наказания. Нельзя запугивать
ребенка. Не следует и потакать необоснованным
требованиям и капризам детей, создавать вокруг
них тепличную обстановку: в присутствии детей
восхищаться их поведением, ограждать их от
житейских трудностей, конфликтов»[7, с.24].
Коррекция неврозов у детей
«Психокоррекция – это метод психологического
воздействия на человека, направленный на
психические механизмы взаимодействия со средой,
нарушающие его социальную (в т.ч. школьную)
адаптацию.
Целью психокоррекции детей и подростков является
исправление нарушений психического развития,
гармонизация развивающейся личности и
профилактика нервно-психических расстройств,
обусловленных внутренними и внешними факторами
психического дизонтогенеза»[7, c. 9]
Рассмотрим коррекцию невроза с помощью
рисуночных методов на примере невроза страха.
Прежде чем помочь детям в преодолении невроза
страха, необходимо выяснить, каким конкретно
страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов
можно специальным опросом при условии
эмоционального контакта с ребенком,
доверительных отношений и отсутствия конфликта.
Безусловным фактором является терпение при
работе с детьми по устранению страхов, так как
не всегда удается достичь незамедлительных
результатов. В немалой степени это зависит и от
способности самих детей перестраивать отношения
и наполнять свою жизнь новым содержанием.
Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой
утомляемости ребенка, нервно-психических и
частых заболеваний.
Главным фактором, препятствующим избавлению
детей от страхов, будет неблагополучное
нервно-психическое состояние самих родителей и
конфликты в семье. В этом случае необходима
предварительная помощь родителям и нередко всей
семье в целом.
Одним из методов коррекции страхов является
рисование. «Рисование, как и игра – это не
только отражение в сознании детей окружающей
действительности, но и её моделирование,
выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки
можно лучше понять интересы детей, их глубокие,
не всегда раскрываемые переживания и учесть это
при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает
выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и
мечтам, перестраивает свои отношения в различных
ситуациях и безболезненно соприкасается с
некоторыми пугающими неприятными и травмирующими
образами.
Отождествляя себя с положительными и сильными,
уверенными в себе героями, ребенок борется со
злом: отрубает дракону голову, защищает близких,
побеждает врагов и т.д. Здесь нет места
бессилию, невозможности постоять за себя, а есть
ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и
способности противостоять злу и насилию.
В первую очередь, посредством рисования удается
устранить страхи, порожденные воображением, т.е.
то, что никогда не происходило, но может
произойти в представлении ребенка. Затем по
степени успешности идут страхи, основанные на
реальных травмирующих событиях, но произошедших
достаточно давно и оставивших не очень
выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.»
[3, с.128-134]
Итак, после установления контакта переходят к
беседе, цель которой – выявление страхов. После
проведенного опроса ребенку предлагают
нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься,
каждый страх на отдельном листе». Не нужно
требовать жестко от детей быстрого рисования
всех страхов, как и стопроцентного выполнения
плана рисования. Гораздо лучше поддержать,
посочувствовать, напомнить и при затруднениях
напомнить детям свои варианты. Рисование страхов
можно продолжить и дома. После чего необходимо
обсуждение каждого из страхов. Порядок
предъявления для обсуждения рисунком не имеет
значения. Каждый рисунок показывается всем
присутствующим (родителям, сверстникам и т.д.),
в то время как ребенок рассказывает о том, что
изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой
страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх
возникал от одного лишь представления и не мог
быть обозначен словами. Подобная преграда только
повышала внутреннее напряжение и удерживала
страх в фиксированном состоянии. Теперь же
ребенок может свободно говорить о страхе,
осознанно управляя им в разговоре с человеком,
которому он верит и который может понять его
переживания. После просмотра первого рисунка
следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а
теперь скажи, боишься его или нет?». В
дальнейшем фраза постепенно укорачивается:
«Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…»
в какой-то мере обозначает призыв, выражение
надежды, ободрение и оптимистический настрой при
обсуждении рисования страхов.
После обсуждения страхов называются и
показываются те рисунки, в отношении которых
достигнут положительный эффект. Автора надо
похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить
игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его
бывшими страхами останутся у психолога, который,
таким образом, «принял» их к себе, освободив от
них ребенка.
После обсуждения необходимо провести активную
игру, в которой все участвуют, но так, чтобы
ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает
его уверенность в себе. В конце встречи рисунки,
на которых изображены оставшиеся страхи,
отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй
так, чтобы было видно, что ты не боишься, и
принеси мне опять свои рисунки». Это
подразумевает, что нужно нарисовать не только
объект страха, как в первый раз, но и
обязательно себя не боящимся. Происходит
мобилизация всех психических ресурсов ребенка на
деятельное противодействие страхам в
жизнеутверждающей, активной позиции Творца.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в
виде специально сделанных дома масок, фигурок из
пластилина, конструкции из подручных материалов.
Когда подобные поделки – плод совместной
деятельности детей и родителей, результаты
устранения страхов, как правило лучше, особенно
при участии отца.
На последней встрече после игры-разминки
(возможно с использованием различных предметов,
отражающих прежние страхи – маски, куклы)
проводится обсуждение домашнего задания с
установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои
рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или
не боишься». Положительный результат каждый раз
подкрепляется похвалой. За обсуждением следует
опять игра, успехи в которой поощряются наградой
в виде игрушки, книжки.
Эффект устранения страхов через рисование
достаточно выражен и устойчив и составляет 50%
при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85%
от оставшихся страхов – при изображении себя в
активной, противостоящей страху позиции. Если
ребенок и первый раз рисует себя, а не только
источник страха, то эффект сразу выше. Если же
автор не включает себя и на втором рисунке, где
он «обязан» быть по инструкции, то это указывает
или на исключительную интенсивность страха, или
на его навязчивый характер, что обычно
сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их
обычно не больше 15-20%, можно проиграть по
сочиненным на их тему историям.
Задание дается следующим образом: «Сочини
какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную
историю, в которой найдет отражение твой страх
(называются оставшиеся страхи). Твоя история
будет проиграна и к ней можно сделать несколько
рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а
также ты можешь изготовить маски страшных
персонажей или вылепить их». Дошкольники делают
это устно, а школьники излагают историю на
бумаге.
«Приготовленная история рассказывается
(записывается) в семье или в группе из
нескольких детей или родителей. Сам автор
распределяет роли среди всех присутствующих. Тем
самым он берет инициативу в свои руки, руководит
игрой. Если к тому же рассказчик принимает роль
того, кого он боится, терапевтический эффект
игры будет большим.
Игра необязательно строго следует сюжету. Основа
игры – импровизация, фантазия, воображение,
когда игровые ситуации обозначаются только в
самых общих чертах. Взрослые могут лишь
направлять игру в пределах предоставленной роли,
а если и давать пояснения, то только после
окончания игрового действия.»[3, с.180-181].
Заключение
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего
мира, а также положительный пример родителей,
самокритичное признание своих недостатков и их
преодоление, перестройка неправильных,
неадекватных отношений с ребенком, гибкость и
непосредственность в воспитании, уменьшение
тревожности, излишней опеки и чрезмерного
контроля создает необходимые предпосылки для
успешного устранения неврозов.
Решиться помочь детям полностью избавиться от
неврозов – это значит принять активное участие в
их жизни. Достигается это совместной
деятельностью, прогулками, детскими спектаклями,
рисованием красками, увлекательными походами и
различными спортивными мероприятиями. Любая
возня с родителями и сверстниками, подвижные
игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание
сказок и несложных, придуманных детьми историй,
способны создать эмоционально лучшие условия для
детства, не омраченного страхами, с которыми не
может справиться ребенок.
Библиографический список
Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.:
Просвещение, 1992.- 255с.
Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая
помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995,
192 с.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. –
СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
Зеньковский В. В. Психология детства. –
Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 350 с.
Иванцова Д. А. Как избавиться от страхов и
начать радоваться жизни за неделю. – СПб.: ИК
«Невский проспект», 2003. – 128 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного
взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001. –
190 с.
Психокоррекция: теория и практика. Под ред.
Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. –
М.: НПЦ «Коррекция», 1995. – 222 с.
|