Введение
Передача опыта старшими поколениями людей
младшим существует с древнейших времен.
Накопление человечеством знаний, развитие орудий
и способов труда, их усложнение исторически
привели к необходимости специально заниматься
обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие
задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих
поколений, во-вторых, обогатить и приумножить
этот опыт, и, в-третьих, - передать его
следующему поколению. Общественный прогресс стал
возможен лишь потому, что каждое новое поколение
овладевало опытом предков, обогащало его и
передавало своим потомкам. Такой широкий взгляд
соответствует задачам педагогической науки. Но в
обществе существуют различные социальные
институты, которые реализуют задачи педагоги в
различных возрастных группах населения. Один из
таких социальных институтов – институт
образования. В данной работе главной целью
является изучение целевых и методологических
сходств и различий педагогики в целом и
образования, как подсистемы педагогической
науки.
Новое время, третье тысячелетие, важные события,
происходящие в нашей стране, задачи утверждения
в жизни российского общества гуманистических и
демократических идей, прав и свобод, рыночных
отношений, норм жизни правового государства и
гражданского общества по-новому, расширенно
ставят задачи перед педагогической наукой и
практикой. Провозглашение идей не означает их
воплощения в жизнь общества и каждого человека.
Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что
люди должны уметь жить, вести себя надлежащим
образом в условиях предоставленных свобод.
Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы
демократия жила в нас; чтобы жить в условиях
морали и справедливости, надо, чтобы мораль и
справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях
права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит
серьезные проблемы перед педагогикой и
образованием в том числе.
Настоящая контрольная работа посвящена
сопоставительному рассмотрению образования и
педагогики с точки зрения их целей и ценностей.
Предмет педагогики
В Древней Греции педагогом назывался раб,
приставленный к ученику, сопровождавший его в
школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.
Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как
«детоводитель», «детовожатый». Таким образом,
«педагогика» в буквальном переводе с греческого
«детовождение».
Предмет педагогики – процесс направленного
развития и формирования человеческой личности в
условиях ее обучения, образования, воспитания,
или, более кратко, - это воспитание человека,
как особая функция общества.
Основными категориями педагогики являются:
развитие, воспитание, образование, обучение.
Развитие человека – это процесс становления его
личности под влиянием внешних и внутренних,
управляемых и неуправляемых социальных и
природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой
целенаправленный процесс формирования
интеллекта, физических и духовных сил личности,
подготовки ее к жизни, активному участию в
трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле
слова – систематическое и целенаправленное
воздействие воспитателя на воспитуемых с целью
формирования у них желаемого отношения к людям и
явлениям окружающего мира.
Образование процесс и результат усвоения
определенной системы знаний и обеспечение на
этой основе соответствующего уровня развития
личности. Образование получают, в основном, в
процессе воспитания и обучения в учебных
заведениях под руководством педагогов. Однако
все возрастающую роль играет и самообразование,
т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – это целенаправленный процесс
двусторонней деятельности педагога и учащихся по
передаче и усвоению знаний. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием,
а деятельность учащихся – учением. Поэтому
обучение можно определить и так: обучение – это
преподавание и учение, взятые в единстве. В
свете вышеизложенного педагогика представлена
как наука о воспитании; это наука, изучающая
закономерности воспитания, образования и
обучения.
В результате развития науки, техники и культуры
происходят дифференциация знаний и специализация
наук. В педагогической науке процесс
специализации и дифференциации проявляется
особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в
недрах философии как ее часть, имеет в настоящее
время большое число ответвлений, которые
развиваются как ее отрасли. Эти отрасли
определяются особенностями объекта воспитания:
возрастом, профессией, психофизиологическими
данными.
Основные «ветви» древа педагогической науки
следующие:
1. Общая педагогика – изучает и формирует
принципы, формы и методы обучения и воспитания,
являющиеся общими для всех возрастных групп и
учебно-воспитательных учреждений. Составными
частями общей педагогики являются: теория
воспитания, теория обучения, и теория
организации и управления в системе образования.
2. Дошкольная педагогика – изучает
закономерности воспитания детей дошкольного
возраста.
3. Педагогика общеобразовательной школы –
исследует содержание, формы и методы обучения и
воспитания школьников.
4. Специальная педагогика (дефектология) –
наука об особенностях развития и закономерностях
обучения и воспитания аномальных детей, имеющих
физические или психические недостатки.
5. Педагогика профессионально-технического
и среднего специального образования – изучает и
разрабатывает вопросы обучения и воспитания
учащихся ПТУ и средних специальных заведений.
6. Исправительно-трудовая педагогика –
занимается вопросами перевоспитания
правонарушителей всех возрастов.
7. Военная педагогика изучает особенности
воспитания воинов.
8. Педагогика высшей школы разрабатывает
вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно
научной дисциплиной, не может развиваться
обособленно от других наук. Важную
методологическую роль в процессе разработки
педагогической теории выполняет философия,
помогая определить исходные позиции при
исследовании педагогических явлений. Особенно
большое значение для решения конкретных вопросов
обучения и воспитания, разработки режимов труда
и отдыха имеет психология, и в первую очередь
возрастная и педагогическая психология, которая
изучает закономерности психических процессов
детей в зависимости от возраста, в условиях
обучения и воспитания. Социология, занимающаяся
изучением общества как сложной целостной
системы, дает педагогике большой фактический
материал для более рациональной организации
процесса обучения и воспитания.
Цели образования и воспитания
Воспитательный процесс в значительной степени
носит целенаправленный характер. Он предполагает
определенное направление воспитательных усилий,
осознание их конечных целей, а также включает в
себя содержательную сторону и средства
достижения этих целей. Цели же воспитания
определяются идейными и ценностными установками,
которые провозглашает то или иное сообщество.
Кардинальные изменения, которые произошли в
жизни российского общества в последние годы,
вызвали определенные затруднения в идейной и
ценностной ориентации населения. Прежние идеалы
для многих людей утратили свою
привлекательность, новые ориентации не
сложились.
В правящих кругах, в публицистике заговорили о
выработке новой государственной идеологии. Но
всякая идеология – это односторонний,
социально-заинтересованный подход тех или иных
классов и социальных групп к решению
общественных проблем, который они стремятся
навязать другим в качестве господствующих
идейных и ценностных ориентаций.
В мировой педагогической теории и практике уже
давно сложилось мнение, что воспитательный
процесс не должен быть заложником каких-то
конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости
от того, какие взгляды и убеждения исповедуют
люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого
поколения - это слишком серьезное дело. Оно
должно базироваться на постоянных, непреходящих
идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной
основы всей системы воспитания должны быть
выработанные и проверенные многовековой
практикой принципы гуманизма.
Гуманизм, прежде всего, означает человечность
человека: любовь к людям, высокий уровень
психологической терпимости, мягкость в
человеческих отношениях, уважение к личности и
ее достоинству. В конечном счете, понятие
гуманизм оформляется как система ценностных
ориентаций, в центре которых лежит признание
человека в качестве высшей ценности.
При такой трактовке гуманизм получает значение
общественного идеала. Человек рассматривается
как высшая цель общественного развития, в
процессе которого обеспечивается создание
необходимых условий для полной реализации всех
его потенций, достижение гармонии в
социально-экономической и духовной сфере жизни,
наивысшего расцвета конкретной человеческой
личности. Таким образом, с позиции гуманизма,
конечная цель воспитания состоит в том, чтобы
каждый человек мог стать полноценным субъектом
деятельности, познание и общение, то есть
свободным, самодеятельным существом,
ответственным за все происходящее в этом мире.
Содержательной стороны реализация принципов
гуманизма в воспитательном процессе означает
проявление общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это ценности
значимые не для какого-то узкого ограниченного
круга людей, а то, что имеет значение для всего
человечества. Они в той или иной форме присущи
всем социальным общностям, социальным группам,
народам, хотя не у всех выражены одинаковым
образом. Особенности их выражения зависят от
особенностей культурно-исторического развития
той или иной страны, ее религиозных традиций,
типа цивилизации.
Также общечеловеческие ценности – это
предельные, исторически и социально
нелокализируемые ценности, то есть ценности,
которые носят абсолютный характер, вечные
ценности. Верующие люди, осмысливая
общечеловеческие ценности с позиций религии,
считают, что эти ценности имеют божественную
природу. Для неверующих людей за
общечеловеческими ценностями стоит многовековой
опыт человечества, его потенций и устремлений.
При разных подходах к источнику и гаранту
общечеловеческих ценностей верующие и неверующие
осознают, что общечеловеческие ценности носят
постоянный, непреходящий характер. И именно
поэтому общечеловеческие ценности выступают в
качестве идеала, регулятивной идеи, образца
поведения для всех людей.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по
себе вполне вписывается в систему
гуманистических ценностей. Общечеловеческие
установки не следует трактовать как некие
космополитические ценности. У каждого народа эти
ценности выражены особым образом. Это выражение
зависит от особенностей культурно-исторического
развития той или иной страны. Поэтому
общечеловеческое всегда реализуется через
конкретночеловеческое. А каждый конкретный
человек является гражданином конкретного
государства, принадлежит к определенной
народности, нации. И общечеловеческое начало
реализуется в этих конкретных социальных
образованиях. Поэтому воспитание человека с
общечеловеческих позиций не противоречит, а
предполагает его воспитание как гражданина,
патриота своей страны, Отечества. Следовательно,
гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей
Родине, воспитание гражданской ответственности,
уважение обычаев и законов своей страны.
Гуманизм предполагает признание данной личностью
в качестве ценности личности всех других людей,
любовь к ним и служение им. Не случайно под
термином «гуманизм» изначально понималось
«человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает,
а предполагает коллективизм, стремление к
общности с другими людьми, их взаимную
поддержку. В общественной психологии нашего
народа это нравственное качество получило
сильный импульс для своего развития. Не случайно
в русской философии идея соборности является
одной из ведущих идей русского национального
самосознания.
В нашей стране традиционно в качестве главной
цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась
подготовка высококвалифицированного специалиста,
способного с наибольшей эффективностью работать
на производстве на благо нашего государства.
Гуманистический подход требует, чтобы в качестве
главной цели учебно-воспитательного процесса
должно рассматриваться сознание предпосылок для
самореализации личности.
Образование как подсистема педагогики и
социальный институт
Социальный институт - это организованная система
связей и социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества.
Любой функциональный институт возникает и
функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как
специфические особенности, так и общие признаки
с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. Установки и образцы поведения - любовь к
знаниям, посещаемость;
2. Символические культурные признаки -
школьная эмблема, школьные песни и т.п.;
3. Утилитарные культурные черты - классы,
библиотеки, стадионы;
4. Кодекс устный и письменный - правили
учащихся;
5. Идеология - академическая свобода,
прогрессивное образование, равенство при
обучении.
Образование представляет собой социальную
подсистему, имеющую свою структуру. В качестве
ее основных элементов можно выделить
учебно-воспитательные учреждения как социальные
организации, социальные общности (педагоги и
учащиеся), учебный процесс кок вид
социокультурной деятельности.
Средства и методы психического воздействия на
личность в рамках образовательного процесса
Технологическая схема педагогического процесса
выглядит примерно так. Прежде всего, педагог
убеждает воспитуемого в важности и
целесообразности решения конкретной задачи,
затем он должен научить учащегося, добиться
усвоения им определенной суммы знаний. На
следующем этапе необходимо сформулировать у
учащегося умения и навыки. На всех этих этапах
полезно постоянно стимулировать прилежание
обучаемых, контролировать и оценивать этапы и
итоги работы.
Для должного функционирования педагогического
процесса нужно, как минимум, пять групп методов
воздействия на личность:
· Убеждение;
· Упражнения и приучения;
· Обучение;
· Стимулирование;
· Контроль и оценка
Методы воздействия на личность оказывают
комплексное воздействие на учащихся и крайне
редко применяются изолированно, вне связи друг с
другом.
Убеждение – это разностороннее воздействие на
разум, чувства и волю человека с целью
формирования у него желаемых качеств. В
зависимости от направленности педагогического
воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их
комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в
истинности какого-либо научного положения, то мы
обращаемся к его разуму, и в этом случае
необходимо выстроить логически безупречную
цепочку аргументов, что и будет доказательством.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова
играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Приучение – это организация планомерного и
регулярного выполнения воспитанниками
определенных действий в целях формирования
хороших привычек. Или, говоря по-другому:
приучение – это упражнение с целью выработки
хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении,
так как лежит в основе формирования умений и
выработки навыков на всех его практических и
практико-ученических этапах.
Упражнение как метод педагогического воздействия
применяется для решения самых разнообразных
задач гражданского, нравственного, физического и
эстетического восприятия и развития. Без
систематического применения разумно поставленных
упражнений нельзя добиться действенности
воспитательной работы.
В практике воспитательной работы применяются в
основном три типа упражнений:
· упражнения в полезной деятельности;
режимные упражнения;
· специальные упражнения.
Номенклатура и классификация методов обучения
характеризуется большим разнообразием в
зависимости от того, какое основание избирается
для их разработки. Подразделяют методы по
доминирующим средствам на словесные, наглядные и
практические. Их классифицируют также в
зависимости от основных дидактических задач на:
· Методы приобретения новых знаний;
· Методы формирования умений, навыков и
применения знаний на практике;
· Методы проверки и оценки знаний, умений
и навыков
Наиболее оптимальной представляется
классификация методов обучения, в которой за
основу берется характер учебно-познавательной
деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого
материала. Эта классификация включает в себя
пять методов:
· Объяснительно-иллюстративный метод;
· Репродуктивный метод;
· Метод проблемного изложения;
· Частично-поисковый метод;
· Исследовательский метод.
Стимулировать – значит побуждать, давать
импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Определенное стимулирующее действие уже заложено
внутри каждого метода. Но есть методы, главное
назначение которых – оказывать дополнительное
стимулирующее влияние и как бы усиливать
действие других методов, которые по отношению к
стимулирующим принято называть основными.
К методам стимулирования относятся: соревнование
и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету,
самоутверждение свойственно всем людям, но
особенно молодежи. Соревнование в учебных
заведениях сродни лучшим образцам соперничества
спортивного. Главная задача педагога – не дать
соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и
в стремление к первенству любой ценой.
Соревнование должно быть проникнуто духом
товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся
самоутверждении, потому что в нем содержится
общественное признание того подхода, того образа
действия и того отношения к действию, которые
избраны и реализуются учащимся. Чувство
удовлетворения, которое испытывает поощренный
воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем
энергии, уверенность в своих силах и, как
следствие, сопровождается высокой
старательностью и результативностью. В то же
время поощрение не должно быть слишком частым,
чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию
награды за малейший успех.
Наказание – один из самых старейших методов
воспитания. Наказание корректирует поведения
воспитанника, заставляет его задуматься, где и в
чем он поступил неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Наказание – это самоутверждение наоборот,
которое порождает потребность изменить свое
поведение, а при планировании будущей
деятельности – чувство опасения пережить еще раз
комплекс неприятных чувств. Однако наказание не
должно причинять воспитаннику ни морального
унижения, ни физического страдания. Главное
чувство наказанного воспитанника – чувство
переживания, отчужденности, отстраненности от
других воспитанников, от коллектива.
Заключение
В результате проделанной работы была изучена
сущность педагогики, как науки и отличие ее от
социального института образования.
Можно, таким образом, заключить, что педагогика
– процесс воспитания личности, который
осуществляется в течении всей жизни и не
ограничен возрастными рамками. Педагогика
востребована везде, где осуществляется
образование, воспитание, обучение, развитие
граждан (в специализированных педагогических
учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной
жизни) независимо от их возраста и социального
положения, где обнаруживаются проявления их
результатов (положительные и негативные), а
также влияние на эти процессы и результаты
факторов иной природы (политики, экономики,
права, культуры, искусства, досуга, труда).
Везде, где это есть, педагогика в состоянии
принять конструктивное участие в
совершенствовании дела и улучшить его по
вопросам своей компетенции.
Что касается именно образования, то оно
реализует следующие общественные функции:
социальные функции системы образования –
включение личности в общество; формирование
профессионально-квалификационного состава
населения; воспроизводство социальных типов
культуры; формирование личности — один из
жизненно важных интересов государства и групп,
поэтому обязательным компонентом образования
являются правовые нормы и политические ценности,
отражающие политические интересы групп, которые
диктуют направление развития в данном обществе
и стремятся к контролю над школой.
Библиографический список
1. Иванов В., Гурье Л., Зерминов А.
Педагогическая деятельность: проблемы,
сложности. — //Высшее образование в России. —
1997. — №4. — С. 44-49.
2. Леднев В.С. Содержание образования. -
М.: Наука, 1989.
3. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. - М.:
"Советская энциклопедия" 1986.
4. Радугин А.А. Психология и педагогика. –
М.: Социально-гуманитарные знания, 2000.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика.
– Москва.: Инфра-М 2001.
6. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Инфра-М,
1994.
|