Александр Трифонович Твардовский родился в 1910
году на одном из хуторов Смоленщины, в
крестьянской семье. Для формирования личности
будущего поэта имела значение и относительная
начитанность его отца, любовь к книге, которую
он воспитывал в своих детях. “Целые зимние
вечера, — пишет Твардовский в своей
автобиографии, — у нас часто отдавались чтению
вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с
“Полтавой” и “Дубровским” Пушкина, “Тарасом
Бульбой” Гоголя, популярнейшими стихотворениями
Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина
произошло таким именно образом”.
В 1938 году в жизни Твардовского произошло
важное событие — он вступил в ряды
Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу
после окончания Московского института истории,
философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в
освободительном походе Советской Армии в
Западную Белоруссию (в качестве специального
корреспондента военной газеты). Первая встреча с
героическим народом в военной обстановке имела
большое значение для поэта. По словам
Твардовского, полученные тогда впечатления
предваряли те более глубокие и сильные, которые
нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали
занятные картинки, изображающие необычные
фронтовые приключения бывалого солдата Васи
Теркина, и поэты составляли к этим картинкам
текст. Вася Теркин — лубочный персонаж,
совершавший сверхъестественные,
головокружительные подвиги: он добывал языка,
притворившись снежным комом, накрывал врагов
пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из
них, “он врага на штык берет, как снопы на
вилы”. Этот Теркин и его однофамилец — герой
одноименной поэмы Твардовского, приобретшего
всенародную известность, — несравнимы.
Для некоторых недогадливых читателей Твардовский
впоследствии специально намекнет на глубокое
различие, существующее между подлинным героем и
его однофамильцем: "Заключить теперь нельзя ли,
// Что, мол, горе не беда, // Что ребята встали,
взяли // Деревушку без труда? // Что с удачей
постоянной // Теркин подвиг совершил: // Русской
ложкой деревянной // Восемь фрицев уложил!"
Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина
— героя юмористической страницы газеты “На
страже Родины”.
Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому
добиваться непринужденности разговорной речи.
Эти формы сохранятся и в “настоящем” “Василии
Теркине”, значительно усовершенствовавшись,
выражая глубокое жизненное содержание.
Первые замыслы создать серьезную поэму о герое
народной войны, относятся к периоду 1939 – 1940
годов. Но эти замыслы значительно изменились
впоследствии под влиянием новых, грозных и
великих событий.
Твардовского всегда интересовала судьба своей
страны в переломные моменты истории. История и
народ — вот главная его тема. Еще в начале 30-х
годов он создал поэтическую картину сложной
эпохи коллективизации в поэме “Страна Муравия”.
Во время Великой Отечественной войны (1941 –
1945) А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий
Теркин” о Великой Отечественной войне. Решалась
судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на
войне.
Твардовский — поэт, глубоко понявший и оценивший
красоту народного характера. В “Стране Муравии”,
“Василии Теркине” созданы образы масштабные,
емкие, собирательные: события заключены в очень
широкие сюжетные рамки, поэт обращается к
гиперболе и иным средствам сказочной условности.
В центре поэмы образ Теркина, объединяющий
композицию произведения в единое целое. Теркин
Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой
пехотинец из смоленских крестьян.
“Просто парень сам собой // Он обыкновенный”.
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и
народа в целом. Герой по имени Василий Теркин
сначала фигурирует в стихотворных фельетонах
Твардовского периода советско-финской войны
(1939 – 1940). Слова героя поэмы: “Я вторую,
брат, войну // На веку воюю”.
Поэма построена как цепь эпизодов из военной
жизни главного героя, которые не всегда имеют
непосредственную событийную связь между собой.
Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о
буднях войны; говорит, что воюет с самого начала
войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба
рядового солдата, одного из тех, кто вынес на
своих плечах всю тяжесть войны, становится
олицетворением национальной силы духа, воли к
жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку,
чтобы восстановить связь с наступающими
подразделениями. Теркин в одиночку занимает
немецкий блиндаж, но попадает под обстрел
собственной артиллерии; по дороге на фронт
Теркин оказывается в доме старых крестьян,
помогает им по хозяйству; Теркин ступает в
рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая,
берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из
винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего
ему сержанту Теркин успокаивает: “Не горюй, у
немца этот // Не последний самолет”
Теркин принимает командование взводом на себя,
когда убивают командира, и первым врывается в
село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа
раненным в поле, Теркин беседует со Смертью,
уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце
концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:
“Уберите эту бабу, // Я солдат еще живой” В
образе Василия Теркина объединены лучшие
нравственные качества русского народа:
патриотизм, готовность к подвигу, любовь к
труду.
Черты характера героя и трактуются поэтом как
черты образа собирательного: Теркин неотделим и
неотъемлем от воинствующего народа. Интересно,
что всем бойцам — независимо от их возраста,
вкусов, воинского опыта — хорошо с Василием. Где
бы он не появился — в бою, на отдыхе, в пути, —
между ним и бойцами мгновенно устанавливается
контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об
этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы
прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с
поваром при первом же появлении героя: "И
усевшись под сосной, // Кашу ест, ссутулясь. //
“Свой?” — бойцы между собой, // “Свой!” —
переглянулись".
Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и
негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине
черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности
своей персоной.
Теркину свойственно уважение и бережное
отношение мастера к вещи, как к плоду труда.
Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот
корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую
пилу хозяина, Василий говорит: "На-ко, дед,
бери, смотри. // Будет резать лучше новой, //
Зря инструмент не кори".
Теркин любит работу и не боится ее (из разговора
героя со смертью): "— Я работник, // Я бы дома в
дело вник. // — Дом разрушен. // — Я и плотник.
// — Печки нету. // — И печник…" Простота героя
— обычно синоним его массовости, отсутствие в
нем черт исключительности. Но эта простота имеет
в поэме и другой смысл: прозрачная символика
фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем”
оттеняет его умение преодолевать трудности
просто, легко. Таково его поведение и тогда,
когда он переплывает ледяную реку или спит под
сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и
т. д. В этой простоте героя, его спокойствии,
трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты
народного характера.
В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме
“Василий Теркин” находится не только фронт, но и
те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и
старики. Персонажи поэмы не только воюют — они
смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое
главное — мечтают о мирной жизни. Реальность
войны объединяет то, что обычно несовместимо:
трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и
смерть.
В главе “От автора” изображается процесс
“мифологизации” главного персонажа поэмы. Теркин
назван автором “святым и грешным русским
чудо-человеком”. Имя Василия Теркина стало
легендарным и нарицательным.
Поэма “Василий Теркин” отличается своеобразным
историзмом. Условно ее можно разделить на три
части, совпадающие с началом, серединой и концом
войны. Поэтическое осмысление этапов войны
создает из хроники лирическую летопись событий.
Чувство горечи и скорби наполняет первую часть,
вера в победу — вторую, радость освобождения
Отечества становится лейтмотивом третьей части
поэмы. Это объясняется тем, что А. Т.
Твардовский создавал поэму постепенно, на
протяжении всей Великой Отечественной войны 1941
– 1945 гг.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только
отдельные главы, но и периоды, строфы внутри
глав отличаются своей законченностью. Это
вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И
должна быть доступной читателю с “любого места”.
В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно,
всесторонне раскрывается герой, который попадает
в самые разнообразные военные ситуации. В
последних главах Теркин не появляется вовсе
(“Про солдата сироту”, “По дороге на Берлин”).
Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться,
делать образ иллюстративным.
Не случайно и то, что произведение Твардовского
начинается и заканчивается лирическими
отступлениями. Открытый разговор с читателем
приближает к внутреннему миру произведения,
создает атмосферу общей причастности к событиям.
Поэма заканчивается посвящением павшим.
Твардовский рассказывает о причинах, которые
толкнули его на такое построение поэмы: “Я не
долго томился сомнениями и опасениями
относительно неопределенности жанра, отсутствие
первоначального плана, обнимающего все
произведение наперед, слабой сюжетной
связанности глав между собою. Не поэма — ну и
пусть себе не поэма, — решил я; нет единого
сюжета — пусть себе нет, не надо; нет самого
начала вещи — некогда его выдумывать; не
намечена кульминация и завершение всего
повествования — пусть, надо писать о том, что
горит, не ждет”.
Конечно, сюжет в произведении необходим.
Твардовский об этом отлично знал и знает, но,
стремясь донести до читателя “сущую правду”
войны, он полемически заявлял о своем отказе от
сюжета в обычном понимании этого слова.
"На войне сюжета нету… Впрочем, правде не во
вред". Правдивость, достоверность широких картин
жизни поэт подчеркнул тем, что назвал “Василия
Теркина” не поэмой, а “книгой про бойца”. Слово
“книга” в этом народом смысле звучит как-то
по-особому значительно, как предмет “серьезный,
достоверный, безусловный”, — говорит
Твардовский.
Поэма “Василий Теркин” — эпическое полотно. Но в
ней мощно звучат и лирические мотивы.
Твардовский мог назвать (и назвал) поэму
“Василий Теркин” своей лирикой, ибо в этом
произведении впервые столь ярко, многообразно и
сильно выразился облик самого поэта, черты его
личности.
|