Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт
нашего столетия. Он оставил нам интересное и
значительное литературное наследие, оказал
влияние на дальнейшее развитие нашей
отечественной поэзии. Его трагическая гибель в
августе 1921 года от рук большевиков — трагедия
нашего народа.
Всей своей жизнью — и реальной и поэтической —
Н. Гумилев стремился олицетворять волевое
мужское начало. В поисках неизвестного и
неизведанного вела его по странам и континентам
«муза дальних странствий». Он погиб на взлете,
еще не достигнув пушкинского возраста.
В сознании читателей поэт воспринимается обычно
как великий путешественник, «открыватель новых
земель», либо как поэт-воин, но любовная лирика
его столь же, на мой взгляд, полнокровна и
тонка, хотя и находится всегда несколько в тени
в сравнении с остальным его творчеством. Но чего
стоит только тот факт, что признанная королева
русской поэзии Анна Ахматова была его любимой,
женой и матерью его детей. Он посвятил ей
прекрасное стихотворение:
... Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье
Она, чуть дрогнув, веки подняла,
И я услышал звонких лир бряцанье
И громовые клекоты орла.
Орел Сафо у белого утеса
Торжественно парил, и красота
Бестенных виноградников Лесбоса
Замкнула богохульные уста.
От любовной лирики Гумилева веет некоторой
первозданностью, дикой волей и страстью.
Примечательно, что любовная лирика поэта
писалась им как бы с учетом того, что слова
будут положены на музыку. В его стихотворениях
ощущается особый мелодический рисунок, близкий к
романсу.
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и сметена.
Он широко использует в любовных стихах былинные
образы и саму форму былин:
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал — забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.
Через языческие образы, как видим, передано
волшебное состояние любви к женщине. Автор
хорошо знает, что любовь на Руси — чувство,
включающее в себя стихийные силы природы. Причем
у Гумилева, в отличие от Есенина, например эти
силы стихии всегда грозные, недоступные воле
человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого
хочет милует, любовь зачастую обладает таким же
свойством.
В стихах о любви этого поэта нет пошлости,
грубости, хоть какого-то неуважения к женщине,
которыми иной раз грешат стихи иных поэтов.
Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с
мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной.
Не только не предъявляет ей претензий, но
напротив — доходит до самоуничижения и
жертвенности. Особенно ярко эти чувства
проявились в стихотворении Гумилева
«Отравленный»:
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня...
И мне сладко — не плачь, дорогая, —
Знать, что ты отравила меня.
Гумилев забросил своего героя-любовника, аж, на
далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной, и
даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе,
Венера — богиня любви и Венера — судьба.
Нету смерти, терпкой и душной.
Если умирают на Венере —
Превращаются в пар воздушный.
Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла
уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его
стихами о любви, глубже и ответственнее
начинаешь относиться к этому великому и
таинственному чувству.
|