Введение
Конституционное (государственное) право –
это «совокупность правовых норм, охраняющих
основные права и свободы человека и учреждающих
в этих целях определённую систему
государственной власти». Оно теснее других
отраслей права связано с политикой и
политической системой. Властные отношения
соприкасаются не только с индивидуальными
проявлениями свободы человека, но и с
коллективными действиями людей через
политические партии и общественные объединения,
которые путём выборов участвуют в формировании
органов государственной власти, а затем и в
функционировании этих органов.
В этой работе мною будут выяснены
вопросы о государственной символике Российской
Федерации в новом варианте, структура органов
государственной власти, а также статус
политических общественных объединений.
Целью этой работе является раскрытие
таких вопросов как государственная символика РФ,
структура органов государственной власти РФ, а
также выяснение статуса политических
общественных объединений и права граждан на
политические общественные объединения на основе
анализа положений Конституции РФ, федерального
законодательства, научной и учебной литературы.
Государственная символика Российской Федерации
Государственной символикой Российской Федерации
являются герб, гимн и флаг РФ. Статья 70
Конституции РФ гласит, что государственные флаг,
герб и гимн Российской Федерации, их описание и
порядок официального использования
устанавливаются федеральным конституционным
законом.
Так, в соответствии со ст. 1 ФКЗ «О
государственном гербе Российской Федерации»
государственный герб Российской Федерации
является официальным государственным символом
РФ.
Государственный герб РФ представляет собой
четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами,
заострённый в оконечности красный геральдический
щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми
коронами и над ними – одной большой короной,
соединёнными лентой. В правой лапе орла –
скипетр, в левой – держава. На груди орла, в
красном щите, - серебряный всадник в синем плаще
на серебряном коне, поражающий серебряным копьём
чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём
дракона.
Согласно ст. 3 государственный герб РФ в
многоцветном варианте помещается на бланках:
· федеральных конституционных законов и
федеральных законов;
· указов и распоряжений Президента РФ;
· постановлений Совета Федерации
Федерального Собрания РФ;
· постановлений Государственной Думы
Федерального Собрания РФ;
· постановлений и распоряжений
Правительства РФ;
· решений Конституционного Суда РФ;
· решений Верховного Суда РФ;
· решений Высшего Арбитражного Суда РФ;
· Президента РФ; и т. д.
Государственный герб РФ воспроизводится
на документах, удостоверяющих личность
гражданина РФ, на иных документах
общегосударственного образца, выдаваемых
федеральными органами государственной власти, а
также помещается на пограничных знаках и в
пунктах пропуска через Государственную границу
РФ.
В силу ст. 8 гербы (геральдические
знаки) субъектов РФ, муниципальных образований,
общественных объединений, предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм
собственности не могут быть идентичны
Государственному гербу Российской Федерации.
При одновременном размещении
Государственного герба РФ и других гербов
(геральдических знаков) размер герба
(геральдического знака) субъектов РФ,
муниципального образования, общественного
объединения, предприятия, учреждения и
организации не может превышать размер
Государственного герба РФ, при этом
Государственный герб РФ не может размещён ниже
других гербов (геральдических знаков).
Также порядок официального использования
и описание государственного гимна и флага
установлен в ФКЗ «О государственном гимне РФ» и
ФКЗ «О государственном флаге РФ».
Структура органов государственной власти по
Конституции РФ 1993 г.
Структура органов государственной власти
отражена в Конституции Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ
Президент РФ является главой государства. Он
является гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина, принимает меры по охране
суверенитета РФ, её независимости и
государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти. Президент РФ
определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства, а как глава
государства, он представляет РФ внутри страны и
в международных отношениях.
В силу ст. 94 Конституции РФ
законодательную власть в РФ осуществляет
Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, которое
является представительным и законодательным
органом Российской Федерации. Статья 95 гласит,
что Федеральное Собрание состоит из двух палат –
Совета Федерации и Государственной Думы и
является постоянно действующим органом. Совет
Федерации и Государственная Дума заседают
раздельно.
Согласно ст. 110 Конституции РФ
исполнительную власть Российской Федерации
осуществляет Правительство РФ, которое состоит
из Председателя Правительства РФ, заместителей
Председателя Правительства РФ и федеральных
министров. Правительство является высшим органом
исполнительной власти, который не позднее
недельного срока после его назначения
представляет Президенту РФ предложения о
структуре федеральных органов исполнительной
власти, что имеет непосредственное отношение к
формированию системы органов исполнительной
власти в РФ (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ).
Полномочия Правительства РФ указаны в ст. 114
Конституции. В частности, оно разрабатывает и
представляет Государственной Думе федеральный
бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчёт о его
исполнении; обеспечивает проведение в РФ единой
финансовой, кредитной и денежной политики; и
т.д.
Концепция исполнительной власти по
Конституции 1993 года принципиально отличается
от положений, содержащихся в ранее действовавшей
Конституции РСФСР в том, что отныне Президент РФ
не является главой исполнительной власти и
высшим должностным лицом.
Идея отделения исполнительной власти от
законодательной и судебной нашла своё отражение
в выделении в Конституции РФ самостоятельной
главы 6 – «Правительство Российской Федерации».
Глава 7 Конституции РФ говорит также о
такой ветви государственной власти, как судебная
власть. Согласно ст. 118 Конституции правосудия
в РФ осуществляется только судом. Судебная
власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей
и разрешает дела, указанные в ст. 125
Конституции РФ. Верховный Суд РФ является высшим
судебным органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор и
даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет судебный надзор и даёт
разъяснения по вопросам судебной практики.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ
прокуратура представляет собой единую
централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ. Полномочия,
организация и порядок деятельности прокуратуры
РФ определяются федеральным законом «О
прокуратуре РФ».
Схема органов государственной власти Российской
Федерации
Статус политических общественных объединений
Каждый человек, законно находящийся на
территории Российской Федерации и обладающий
всеми ее правами и обязанностями имеет право
создавать общественные объединения и организации
для реализации своих общественных, социальных и
политических интересов. Право на объединение
имеют как российские граждане, так и лица без
гражданства; исключением являются политические
права, права на создание и участие в которых
имеют только граждане Российской Федерации.
Принятие или вступление гражданина в
общественную организацию осуществляется на
добровольных началах в соответствии с условиями,
записанными в ее уставе. Никто не может быть
принужден к вступлению в какие-либо общественные
организации, а также пребывания в них. Право на
общественные объединения предоставляет
гражданину широкий спектр реализации своих
интересов непосредственно или вместе с
общественной организацией. Конституция РФ
гарантирует свободу деятельности общественных
объединений. Это означает, что общественные
объединения создаются без предварительного
запрещения государственных органов.
Особое место в системе общественных
объединений занимают политические партии. Цель
их создания – политическая деятельность. Они
участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены в
решение государственных проблем.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О политических
партиях» политическая партия – это общественное
объединение, созданное в целях участия граждан
РФ в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической воли,
участия в общественных и политических акциях, в
выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления.
Политическая партия должна отвечать
следующим требованиям:
· политическая партия должна иметь
региональные отделения более чем в половине
субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть
создано только одно региональное отделение
данной политической партии;
· в политической партии должно состоять
не менее 10 000 членов, при этом более чем в
половине субъектов РФ политическая партия должна
иметь региональные отделения численностью не
менее 100 членов политической партии в
соответствии с п. 6 ст. 23 настоящего ФЗ. В
остальных региональных отделениях численность
каждого из них не может составлять менее 50
членов политической партии в соответствии с п. 6
ст. 23 настоящего ФЗ;
· руководящие и иные органы политической
партии, её региональные отделения и иные
структурные подразделения должны находиться на
территории Российской Федерации.
Цели и задачи политической партии
излагаются в её уставе и программе. Основными
целями политической партии являются:
· формирование общественного мнения;
· политическое образование и воспитание
граждан;
· выражение мнений граждан по любым
вопросам общественной жизни, доведение этих
мнений до сведения широкой общественности и
органов государственной власти;
· выдвижение кандидатов на выборах в
законодательные (представительные) органы
государственной власти и представительные органы
местного самоуправления, участие в выборах в
указанные органы и в их работе.
Согласно ст. 28 в собственности
политической партии может находиться любое
имущество, необходимое для обеспечения её
деятельности, предусмотренной ФЗ «О политических
партиях» и уставом политической партии. Члены
партии не имеют прав в отношении её имущества.
В силу ст. 31 политическая партия
самостоятельна в решении хозяйственных вопросов
своей деятельности, в т.ч. вопросов оплаты
труда, предпринимательской деятельности,
получения и использования денежных средств и
иного имущества.
В соответствии со ст. 33 государственная
поддержка политических партий путём их
государственного финансирования осуществляется
по итогам участия в выборах в целях компенсации
их финансовых затрат за счёт средств
федерального бюджета в порядке, предусмотренном
ФЗ «О политических партиях».
Контроль за соблюдением политическими
партиями, их региональными отделениями и иными
структурными подразделениями законодательства
РФ, а также за соответствием деятельности
политической партии, её региональных отделений и
иных структурных подразделений положениям, целям
и задачам, предусмотренным уставами политических
партий, осуществляют регистрирующие органы.
В случае нарушения политической партией
Конституции РФ, федеральных конституционных
законов, ФЗ «О политических партиях» и иных
федеральных законов федеральный регистрирующий
орган выносит письменное предупреждение с
указанием допущенных нарушений и устанавливает
срок их устранения, составляющий не менее 2
месяцев. В случае, если эти нарушения не были
устранены и предупреждение не было обжаловано в
суд, деятельность политической партии может быть
приостановлена на срок до 6 месяцев решением
Верховного Суда РФ на основании заявления
регистрирующего органа.
Заключение
На протяжении всего исторического
развития Российского государства конституция
много раз подвергалась всяческим изменениями и
преобразованиям.
Конституция РФ 1993 года закрепила ряд
новых демократических принципов жизни Российской
Федерации. Так, в частности, ею установлена
государственная символика Российской Федерации в
новом варианте, структуру органов
государственной власти, а также установила право
на объединение.
Необходимо отметить, что право на
объединение имеют как российские граждане, так и
иностранцы и лица без гражданства, исключением
являются политические партии, права на создание
которых и участие в которых имеют только
граждане России. Однако право на объединение
может подвергаться ограничениям, которые
устанавливаются Конституцией и Федеральными
законами. Так, на основании ст.56 Конституции
отдельные ограничения права на объединение могут
устанавливаться в условиях чрезвычайного
положения.
В представленной работе мною были
раскрыты такие вопросы как государственная
символика РФ, структура органов государственной
власти РФ, а также выяснен статус политических
общественных объединений на основе анализа
положений Конституции РФ, федерального
законодательства, научной и учебной литературы.
Библиографический список
1. Конституция РФ. М.: Спарк. – 2000.
2. О государственном гербе РФ: ФКЗ от
25.12.2000. № 2 – ФКЗ // Собрание
законодательства РФ. – 2001. – № 1. – Ст. 1.
3. О государственном гимне РФ: ФКЗ.
4. О государственном флаге РФ: ФКЗ.
5. О политических партиях: ФЗ от 29.06.01.
// Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 25.
– Ст. 2950.
6. Баглай М.В. Конституционное право
Российской Федерации. М.: Норма – Инфра – М. –
1998.
7. Коваленко А.И. Конституционное право
России: схемы, комментарии. М.: Право и закон. –
1996.
|