Рефераты

Региональная экономика. Политика доходов

Введение

Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

В процессе воспроизводства взаимодействуют экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и др. Взаимодействие экономических и социальных факторов в странах, находящихся на разных уровнях развития, различно. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства - эффективность труда. Для поднятия производства следует повышать производительность, а для этого улучшать здоровье, питание и другие составляющие уровня жизни, что в свою очередь, невозможно без роста эффективности труда.

Повышение жизненного уровня является основной целью экономического развития. Экономическое развитие, в свою очередь, должно служить основой социального прогресса.

Уровень жизни населения определяется развитостью и степенью удовлетворения основных человеческих потребностей. В документах международного сообщества зафиксировано, что "уровень жизни определяется как уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемой в единицу времени". Сложившееся понимание существа понятия "уровень жизни" акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а также показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни - доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом и др. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

 

1. Понятие, концепции и показатели уровня жизни

Уровень жизни — экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и др. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум». В общем виде уровень жизни страны или региона оценивается по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структуры личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а также уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 чел.,  наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.). [1, c.75]

Международные стандарты уровня жизни приводятся в Конвенции МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". Этим документом МОТ отмечает достигнутый человечеством уровень благополучия и отвечает на вопрос: «На какой жизненный уровень имеет право современный человек?». Ответ на этот вопрос дается в каждой стране в соответствии с состоянием ее экономики и уровнем развития социального законодательства.

Во многих странах для оценки уровня жизни используется показатель благосостояния общества, который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности. В настоящее время в России эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку больше 40 млн. ее граждан (более 30%) находится далеко за цивилизованной чертой бедности.

Концепция анализа уровня жизни традиционно включает анализ значений следующих показателей:

– среднедушевые денежные доходы населения;

– структура  денежных  доходов населения;

– прожиточный минимум;

– численность населения выше и ниже уровня бедности;

– численность малоимущего населения;

– черта бедности (социальной и экономической);

– уровень заработной платы.

При существующем уровне производства правительство не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить бедным разницу между "дном" и минимальным потребительским бюджетом — этой чертой бедности. Между тем такой подход был бы весьма кстати при переходе к адресной социальной политике, т.е. адресному принципу оказания социальной помощи.

 

2. Анализ уровня жизни в России на современном этапе

Согласно официальным данным, Россия впервые за последние десять лет переживает период экономического подъема, который начался примерно с середины 1999 г. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. рост ВВП составил 7,7% (аналогичный показатель 1999 г. к 1998 г. -3,5%), объем промышленной продукции увеличился на 9% (1999 г. к 1998 г.- 8,1%).[8,c.55]

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности.

Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз (пороговое значение этого показателя - 8). Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раз. [8,c.55]

Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в 2000 г. достигли 8,5 раза.

Структура  денежных  доходов населения за последние годы существенных изменений не претерпела: в 2000 г. удельный вес оплаты труда составил 65,6% (в 1998 г. было 64,8%), социальных трансфертов - 13,4% (в 1998 г. - 13,1%), доходов от собственности - 7,2% (в 1998 г. - 5,5%), доходов от предпринимательской деятельности  -12,6% (в 1998 г. - 14,8%). Однако обращает на себя внимание фактор доходно-имущественного расслоения общества: на долю 20% самых обеспеченных   приходится   47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности. Учитывая объективную закономерность процесса концентрации предпринимательского дохода и дохода от собственности у пятой части наиболее активного в экономическом отношении населения страны, нельзя признать нормальным получение высокодоходными слоями социальных трансфертов. [8,c.56]

В 2000 г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 44 млн. человек, или 30,2% населения страны. Увеличение натурального объема потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, привело к росту величины прожиточного минимума трудоспособного населения примерно на 12%, для пенсионеров - на 25%, детей - на 20%.[8,c.56]

Принимая во внимание переход на новую методологию определения прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную оценку численности малоимущего населения за 1998-1999 гг. по действующей методологии исчисления прожиточного минимума. Согласно этим расчетам, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 20%. Тем не менее, проблема бедности не снимается и официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты населения. В этой связи хотелось бы коснуться проблемы сопоставимости показателей бедности, основанных на расчетах величины прожиточного минимума по "старой" и "новой" методикам.

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда являются: родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус. Налицо феминизация бедности: к группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

Если рассматривать половозрастной состав населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (41,9%) и женщин в возрасте от 31 до 54 лет (36,4%).[8,c.57]

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой*.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния последующим причинам:

-  отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий (а зачастую одним -градообразующим) стажирующих отраслей промышленности;

- нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

Несмотря на то что рыночные реформы открывают новые возможности в использовании трудового потенциала и деловой активности граждан, сокращение численности экономически активного населения продолжалось вплоть до конца 1998 г. Учитывая, что бедность среди безработных в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по всему населению, следует признать, что процесс увеличения численности занятых и снижения безработицы представляет собой самый позитивный за последние годы сдвиг в структуре экономически активного населения. Вместе с тем относительное улучшение экономических показателей пока не связано с качественными изменениями в структуре занятости и составе рабочих мест, соответственно, остается и проблема масштабной бедности. Следует признать, что государственные программы содействия занятости пока не учитывают институциональные изменения и тенденции в формировании рынков труда.

Таким образом, причины российской бедности состоят прежде всего в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой ею организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации.

Низкий уровень заработной платы сочетается с высокой задолженностью по оплате труда, хотя в результате мер, принятых правительством по пресечению массовых нарушений трудовых прав работников, эта проблема не стоит так остро, как несколько лет назад. Количество коллективных трудовых споров уменьшилось по сравнению с 1999 г. в 15 раз (с 4606 до 312), забастовок - в 9 раз (с 7825 в 1999 г. до 817 в 2000 г.). Тем не менее на 1 января 2001 г. несвоевременно получали заработную плату более 9 млн. человек, работающих на 54,9 тыс. предприятий. В целом размеры просроченной задолженности по выплате средств на потребление (несмотря на снижение по заработной плате почти на 30%, по детским пособиям - на 16%) остаются еще достаточно высокими. В 2000 г. она составили: по оплате труда - 43,7 млрд. руб., по ежемесячным пособиям на детей 23,9 млрд. руб. [8,c.58]

Тенденцией, характерной для социально-трудовой сферы, является также рост региональной дифференциации уровня жизни населения (по республикам, краям и областям). Региональный аспект бедности обусловлен различиями в экономическом потенциале территорий, преобладанием в отдельных субъектах Федерации нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, слабой адаптацией населения к новому типу экономических отношений, неудовлетворительной структурой занятости.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в неблагополучных регионах в 1999 г. превысила 60%: в Республике Мордовия - 63%, Пензенской области - 62%, Республике Дагестан -72%, Республике Ингушетия - 77%, Республике Алтай - 64%, Республике Тыва - 60%.[8,c.58]

По численности работников, имевших в 2000 г. заработную плату на уровне и ниже величины прожиточного   минимума   трудоспособного населения региона, в Центральном федеральном округе выделяются Рязанская и Тамбовская области (53,9 и 53,8% общей численности работников этих регионов соответственно), в Северо-Западном   федеральном   округе   - Псковская область (45,2%), в Южном федеральном округе - республики Дагестан и Ингушетия (59,8 и 67,1%), в Приволжском федеральном округе - Республика Мордовия и   Пензенская   область   (59,3   и 58,1%), в Уральском федеральном округе    -     Курганская    область (50,6%), в Сибирском федеральном округе - республики Алтай, Тыва и Читинская область (63,4, 57,6 и 54%), в Дальневосточном федеральном округе - Чукотский автономный округ (57,6%).[8,c.59]

 

3. Основные направления повышения уровня жизни в России

В рамках совершенствования политики доходов населения стратегической задачей государства является существенное повышение уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий. По мере экономического роста и расширения доходной базы бюджетной системы Российской федерации планируется поэтапное приближение минимального размера оплаты труда и других минимальных социальных гарантий к прожиточному минимуму.

Приоритетными направлениями на ближайший период являются:

- последовательное повышение минимального размера оплаты труда и поэтапное приближение к уровню прожиточного минимума;

- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы, расширение прав субъектов Российской Федерации в части установления размеров тарифных ставок и окладов ETC;

- развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства и устранение на этой основе неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям;

- создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; законодательное закрепление за работниками права на защиту в случае задержки выплаты заработной платы.

Однако перечисленные меры лишь компенсируют прогнозируемый рост потребительских цен и не позволят добиться существенного улучшения положения с оплатой труда в бюджетной сфере.

Улучшению ситуации с оплатой труда будет также способствовать дальнейшая реализация мер по повышению минимального размера оплаты труда, защите трудовых прав работников и обеспечению баланса интересов работников и работодателей, разработка предложений по совершенствованию институтов досудебного урегулирования трудовых споров.

В целях снижения потребности в бюджетных средствах предлагается проводить ступенчатое повышение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада) 1-го разряда ETC (не один раз в год, а в два или три этапа). [9,c.50]

Повышение минимального размера оплаты труда положительно повлияет на рост средней заработной платы и приведет к увеличению ее тарифной части и, соответственно, выведет из "тени" значительную часть заработной платы и приведет к увеличению налоговых поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды. Дополнительные поступления в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, в свою очередь, снизят потребность в финансовых ресурсах.

По мере приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму целесообразно в основу определения минимальной заработной платы положить региональные прожиточные минимумы, рассчитанные по единой методике.

Сокращению бедности среди пенсионеров будут способствовать меры по повышению величины пенсии в увязке с реформой пенсионного обеспечения. Для более чем 20% населения Российской Федерации, являющихся пенсионерами, пенсионные выплаты - основной и единственный источник средств к существованию. Свыше 4 млн. пенсионеров получают пенсии в минимальных размерах. [9,c.52]

 

Заключение

Проблема стабилизации уровня жизни россиян имеет столь   комплексный   характер, что для ее решения, возможно, потребуется разработка не одной федеральной программы,  а комплекса программ как региональных комплексных, так и Федеральных по каждой группе Факторов,    определявших уровень жизни людей.

Несмотря на все различия в социально-экономическом положении регионов, имело бы смысл обобщить все разнообразные социальные программы (региональные, факторные, по социальным группам и др.) в единую государственную программу. В случае разработки Государственной социальной программы развития Российской Федерации, в ней должно быть найдены способы разрешения принципиально новых противоречий, которых не было в старой системе. Таких, как противоречие между необходимостью предсказуемого социально-экономического развития и нарушающими его социальными конфликтами; между снижением стимулов к труду и распространением предпочтений заработной плате социальных пособий; между нарастанием потребностей в социальной защите на фоне сокращения ресурсных возможностей ее обеспечения; противоречия, проявляющегося в увеличении инфляции в связи с ростом финансирования социальных программ и др.

Важно также предусмотреть   преодоление   условий   и   факторов, дестабилизирующих   в настоящее время социальное развитие и уровень жизни населения.

 

Библиографический список   

1.      Абакумова Н.Н. Политика доходов и заработной платы. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999.

2.      Бобков В. Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной    России. М.: Инфра-М, 1995.

3.      Осипов С.Л. Формирование доходов населения. Хабаровск.: ХГТУ, 2000.

4.      Политика доходов и заработной платы. Учебник/Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2000.

5.      Римашевская Н. М. Население: уровень жизни и здоровье. М.: Юристъ, 2001.

6.      Российский экономический журнал//Докторович А. Смысл и методика расчета индекса развития человеческого потенциала. С. 89-91.

7.      Суриков А. Е. Уровень жизни населения России 1992 – 2002гг. М., 2003.

8.      Человек и труд//Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. С. 55-60.

9.      Человек и труд//Меры по повышению доходов населения, совершенствованию оплаты труда, снижению дифференциации и сокращению бедности. С. 49-54.
Реклама
Банк рефератов
Сайт для студентов содержит огромное количество разных рефератов и по различным темам.
В банке рефератов вы можете бесплатно скачать работу по выбранной теме.
Самые новые и лучшие рефераты в расширенной коллекции.
Скачать реферат
Реклама
Материалы




Рефераты - качественные, оригинальные рефераты на различные темы